Проект «Навстречу друг другу»
ПРОЕКТ «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ»: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Переход дошкольников с особенностями в физическом и/или психическом развитии (далее ОР) на следующую ступень образования достаточно сложный процесс, в который вовлечены родители, педагоги, специалисты ДОУ и школы. Для детей – это изменение привычной обстановки, режима дня, расширение круга коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, большой объем новой информации. Для родителей – принятие рекомендаций РПМПК и выбор школы, класса, в котором будет учиться ребенок. Для специалистов обеих ступеней – это организация необходимых условий для создания психологического комфорта дошкольников с ОР, преодоления различных отклонений в развитии, трудностей в усвоении учебного материала, максимальное включение детей в социальную среду.
Когда выработаны единые формы и методы в работе с детьми с ОР по воспитанию и обучению, то это позволяет детям безболезненно адаптироваться к условиям школы, овладеть необходимыми навыками. Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников с ОР к новому виду учебной деятельности.
Практика преемственности дошкольного и общего образования детей с ОР между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок с ОР незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту.
Проблемы преемственности ДОУ и школ:
- недостаточное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ и школ;
- отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка с ОР при поступлении в школу;
- трудности родителей при выборе школы и класса;
- не готовность педагогических кадров и администрации ОО к решению проблем.
- необходимость обеспечения для данной категории детей, соответствующих условий для обучения в общеобразовательной школе.
Вот почему появилась необходимость рассмотрения организации преемственности дошкольного и школьного образования детей с ОР, с этой целью был разработан проект «Навстречу друг другу»: преемственность дошкольного и начального образования детей с особенностями развития» (далее – Проект).
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОЕКТА:
- Федеральный Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция);
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № 93-Р «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71762);
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями в 2023 году);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Федеральный государственный образовательный стандарт умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Приказ департамента образования ЯНАО от 02.07.2012 № 1663 «Об утверждении Положения о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями доровья и детей-инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе»;
- Приказ Департамета образования Администрации Пуровского района от 19.10.2016 № 375 «Об организации работы по разработке и реализации перечня мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
создание эффективной системы, способствующей выравниванию стартовых возможностей детей с ОР, реализации единой линии развития ребенка с ОР на этапах дошкольного и начального школьного обучения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- создание оптимальных условий обучения и сопровождения воспитанников с ОР по программе, рекомендованной районной ПМПК, на этапах дошкольного и начального образования для успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования в работе с детьми ОР;
- повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития, обучения и воспитания ребенка с ОР;
- распространение опыта .
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью);
- научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы обучения и воспитания детей обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области педагогики);
- единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач, (реализуется в соответствии с логикой системы возрастного развития);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между содержанием образования в детском саду и начальной школе).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- воспитанники с ОР;
- родители (законные представители) детей с ОР;
- воспитатели, учителя начальной школы образовательных учреждений Пуровского района;
- команда специалистов (педагог-психолог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, медицинские работники, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, педагоги детского сада и школы), входящие в состав ППМС сопровождения образовательных учреждений Пуровского района;
- члены РПМПК, психолого-педагогических консилиумов образовательных учреждений Пуровского района;
- руководители, заместители руководителя образовательных учреждений Пуровского района.
ПАРТНЕРЫ:
- учреждения здравоохранения, социальной сферы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
За время реализации Проекта сложились продуктивные формы сотрудничества:
- взаимное изучение АООП НОО и ДО;
- совместное участие в семинарах, педагогических советах, методических объединениях;
- сотрудничество психолого-педагогических консилиумов;
- посещение открытых занятий и уроков;
- совместное проведение родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей с ОР;
- ежегодно, в мае или в сентябре, в школе проводится практико-ориентированный семинар, на котором рассматриваются актуальные вопросы по обеспечению преемственности между уровнями образования «Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ОР, детей-инвалидов в условия инклюзивного образования»;
- повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитании ребенка с ОР;
- улучшение условий обучения, развития и воспитания детей с ОР в детском саду и школе.
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:
- организационно-методическая работа с кадрами;
- работа с детьми по формированию мотивационной готовности к школе и адаптации к условиям новой образовательной среды;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи;
- взаимодействие с социумом.
В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
№ |
Форма мероприятия |
Тема |
Ответственный |
Сроки проведения |
1 |
Проведение организационного мероприятия по согласованию и утверждению плана реализации преемственности в работе МБДОУ и МБОУ |
«Проект «Навстречу друг другу»: преемственность дошкольного и начального образования детей с ОР» |
Рабочая группа |
сентябрь |
2 |
Круглый стол |
«Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ОР, детей-инвалидов в условия инклюзивного образования» Встреча учителей начальных классов с воспитателями подготовительных групп ДОУ (выпустивших подготовительные группы) |
Заведующие МБДОУ, руководитель МО начальных классов МБОУ |
сентябрь 2023, далее апрель-май |
3 |
Совместное заседание ПП консилиумов |
Общая информация о формах, методах работы с воспитанниками подготовительных групп, с выпускниками ДОУ. Обмен информацией по воспитанникам с ОР (количество воспитанников, характер нарушений развития, проблемы обучения и воспитания) |
Руководитель РПМПК |
сентябрь |
4 |
Круглый стол по результатам мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе |
«Обучение и воспитание детей инвалидов и детей с ОВЗ в школе»
|
Рабочая группа |
ноябрь |
5 |
Знакомство учителей с детьми подготовительных групп |
Критерии готовности ребенка к школе |
Руководитель МО начальных классов, учителя начальных классов, воспитатели |
первая-вторая недели марта |
6 |
Оформление информационных страничек на сайтах детского сада и школы |
Преемственность дошкольного ОУ и начальной школы |
Руководители МБДОУ и МБОУ |
январь-май |
7 |
Психологический тренинг для родителей детей, не готовых к школьному обучению |
«Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска в рамках подготовки к школе» |
ППк ОУ |
февраль |
8 |
Круглый стол |
«Формирование мотивационной готовности детей с ОР к обучению в школе» |
Методист, руководитель МО начальных классов, воспитатели |
март |
9 |
Творческий диалог
|
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе подготовительных групп и начальной школы» Знакомство педагогов с новыми образовательными технологиями |
Методист |
март |
10 |
Экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу в рамках «Дня открытых дверей» |
«Скоро в школу» Познакомить воспитанников дошкольной группы со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой. |
Учителя начальных классов и воспитатели |
март апрель |
11 |
Проведение совместного родительского собрания |
«Подготовка к школе в системе «Детский сад – семья – школа» Привлечение родителей к подготовке обучению детей в школе. Задачи воспитателей подготовительной группы и семьи в подготовке детей к школе. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников подготовительных групп к обучению в школе. |
Руководители ОУ Учителя начальных классов и воспитатели |
апрель |
12 |
День открытых дверей в начальной школе для воспитателей и родителей подготовительных групп ДОУ. Встречи родителей с будущими учителями. |
«Система образовательной и воспитательной работы в школе с детьми с ОР».
|
Директор , руководитель МО начальных классов |
апрель |
13 |
Посещение тематических недель в ДОУ учителями начальных классов (итоговые мероприятия) |
Творческие встречи с участием детей По плану тематической недели |
Заведующий, воспитатели подготовительных групп, узкие специалисты |
январь-май |
14 |
Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе и обсуждение образовательной деятельности |
«Модернизация методов и приемов взаимодействия с детьми в НОД и на уроках в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО» |
Руководители ОУ, воспитатели подготовительных групп Руководитель МО начальных классов |
март, апрель |
15 |
Консультация для педагогов |
«Формирование школьной готовности» |
Руководитель РПМПК |
апрель |
16 |
Субботняя школа «Малышок» (Социализация в школе) |
Проведение адаптационных занятий с воспитанниками подготовительных групп с ОР |
Руководитель МО начальных классов , учителя МБОУ |
февраль-апрель по 3 недели на базе каждой школы |
17 |
Консультации для родителей будущих первоклассников |
«Как правильно организовать свободное время ребёнка» Повышение педагогической компетенции родителей |
Учителя начальных классов и воспитатели |
март - май |
18 |
Ознакомление (изучение) воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса начальной школы. |
Повышение уровня подготовки воспитанников к обучению в школе. |
Учителя начальных классов и воспитатели |
сентябрь-май |
19 |
Педагогическая дискуссия
|
«Создание условий успешной адаптации детей с ОР при переходе из детского сада в школу» |
Зам. зав. по ВМР, заместитель директора по нач.школе учитель-дефектолог, учитель-логопед , педагог – психолог , педагог – психолог Руководитель МО начальных классов учителя начальных классов |
апрель |
20 |
Повышение профессионального мастерства педагогов и воспитателей по вопросам преемственности ДОУ и школы |
«Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» |
РИМЦ |
в течение года |
21 |
Проведение круглого стола по итогам диагностики готовности детей к школе |
«Готовность к школьному обучению» |
Педагоги-психологи , учителя-логопеды |
апрель |
22 |
Совместные мероприятия дошкольников и школьников в рамках проекта «Островок тепла» |
«Ранняя профориентация» |
воспитатели, учителя начальных классов, куратор проекта «Островок тепла» |
в соответствии с планом проекта «Островок тепла» |
23 |
Круглый стол |
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального уровней общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФГОС НОО» «Вопросы преемственности ДОУ и школы» 1. Составить примерный план совместной работы школы и д/с на учебный год. 2. Анализ результатов совместной работы школы и детского сада по вопросам преемственности. |
Рабочая группа |
май |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
- разработка и утверждение Плана по преемственности в системе образования Пуровского района;
- реализация цели и задач проекта заинтересованными сторонами;
- координация и сопровождение деятельности по взаимодействию школа-детский сад-родители/(законные представители) в соответствии с принципами, направлениями и Планом по реализации Проекта.
РИСКИ ПРОЕКТА:
- недостаточная заинтересованность сторон во взаимном сотрудничестве.
ГЕОГРАФИЯ ПРЕКТА:
- поселения Пуровского района
АВТОРЫ ПРОЕКТА:
Начальник Департамента образования Администрации Пуровского района |
С.В. Ершова |
Заместитель начальника, начальник управления |
Н.Ф. Казакова |
Начальник отдела дошкольного образования |
О.А. Серкова |
Главный специалист отдела дошкольного образования |
Я.А. Мектепкалиева |
КУРАТОРЫ ПРОЕКТА:
Главный специалист отдела дошкольного образования |
Я.А. Мектепкалиева |
Главный специалист отдела общего образования |
Е.А. Карнакова |
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.