Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Проект «Навстречу друг другу»

Уважаемые пользователи, вы находитесь на старой версии сайта. Документы, опубликованные с 01 ноября 2024 года, находятся на официальном сайте Департамента образования Администрации Пуровского района: https://purovskiydo.yanao.ru

ПРОЕКТ «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ»: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Переход дошкольников с особенностями в физическом и/или психическом развитии (далее ОР) на следующую ступень образования достаточно сложный процесс, в который вовлечены родители, педагоги, специалисты ДОУ и школы. Для детей – это изменение привычной обстановки, режима дня, расширение круга коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, большой объем новой информации. Для родителей – принятие рекомендаций РПМПК и выбор школы, класса, в котором будет учиться ребенок. Для специалистов обеих ступеней – это организация необходимых условий для создания психологического комфорта дошкольников с ОР, преодоления различных отклонений в развитии, трудностей в усвоении учебного материала, максимальное включение детей в социальную среду.

Когда выработаны единые формы и методы в работе с детьми с ОР по воспитанию и обучению, то это позволяет детям безболезненно адаптироваться к условиям школы, овладеть необходимыми навыками. Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников с ОР к новому виду учебной деятельности.

Практика преемственности дошкольного и общего образования детей с ОР между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок с ОР незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту.

Проблемы преемственности ДОУ и школ:

- недостаточное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ и школ;

- отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка с ОР при поступлении в школу;

- трудности родителей при выборе школы и класса;

- не готовность педагогических кадров и администрации ОО к решению проблем.

- необходимость обеспечения для данной категории детей, соответствующих условий для обучения в общеобразовательной школе.

Вот почему появилась необходимость рассмотрения организации преемственности дошкольного и школьного образования детей с ОР, с этой целью был разработан проект «Навстречу друг другу»: преемственность дошкольного и начального образования детей с особенностями развития» (далее – Проект).

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОЕКТА:

- Федеральный Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция);

- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № 93-Р «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;

- Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71762);

- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями в 2023 году);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);

- Федеральный государственный образовательный стандарт умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- Приказ департамента образования ЯНАО от 02.07.2012 № 1663 «Об утверждении Положения о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями доровья и детей-инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе»;

- Приказ Департамета образования Администрации Пуровского района от 19.10.2016 № 375 «Об организации работы по разработке и реализации перечня мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

создание эффективной системы, способствующей выравниванию стартовых возможностей детей с ОР, реализации единой линии развития ребенка с ОР на этапах дошкольного и начального школьного обучения.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- создание оптимальных условий обучения и сопровождения воспитанников с ОР по программе, рекомендованной районной ПМПК, на этапах дошкольного и начального образования для успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования в работе с детьми ОР;

- повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития, обучения и воспитания ребенка с ОР;

- распространение опыта .

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью);

- научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы обучения и воспитания детей обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области педагогики);

- единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач, (реализуется в соответствии с логикой системы возрастного развития);

- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между содержанием образования в детском саду и начальной школе).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

- воспитанники с ОР;

- родители (законные представители) детей с ОР;

- воспитатели, учителя начальной школы образовательных учреждений Пуровского района;

- команда специалистов (педагог-психолог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, медицинские работники, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, педагоги детского сада и школы), входящие в состав ППМС сопровождения образовательных учреждений Пуровского района;

- члены РПМПК, психолого-педагогических консилиумов образовательных учреждений Пуровского района;

- руководители, заместители руководителя образовательных учреждений Пуровского района.

ПАРТНЕРЫ:

- учреждения здравоохранения, социальной сферы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

За время реализации Проекта сложились продуктивные формы сотрудничества:

- взаимное изучение АООП НОО и ДО;

- совместное участие в семинарах, педагогических советах, методических объединениях;

- сотрудничество психолого-педагогических консилиумов;

- посещение открытых занятий и уроков;

- совместное проведение родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей с ОР;

- ежегодно, в мае или в сентябре, в школе проводится практико-ориентированный семинар, на котором рассматриваются актуальные вопросы по обеспечению преемственности между уровнями образования «Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ОР, детей-инвалидов в условия инклюзивного образования»;

- повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитании ребенка с ОР;

- улучшение условий обучения, развития и воспитания детей с ОР в детском саду и школе.

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

- организационно-методическая работа с кадрами;

- работа с детьми по формированию мотивационной готовности к школе и адаптации к условиям новой образовательной среды;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи;

- взаимодействие с социумом.

В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Форма мероприятия

Тема

Ответственный

Сроки

проведения

1

Проведение организационного мероприятия по согласованию и утверждению плана реализации преемственности в работе МБДОУ и МБОУ

«Проект «Навстречу друг другу»: преемственность дошкольного и начального образования детей с ОР»

Рабочая группа

сентябрь

2

Круглый стол

«Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ОР, детей-инвалидов в условия инклюзивного образования»

Встреча учителей начальных классов с воспитателями подготовительных групп ДОУ (выпустивших подготовительные группы)

Заведующие МБДОУ,

руководитель МО начальных классов МБОУ

сентябрь 2023, далее апрель-май

3

Совместное заседание ПП консилиумов

Общая информация о формах, методах работы с воспитанниками подготовительных групп, с выпускниками ДОУ. Обмен информацией по воспитанникам с ОР (количество воспитанников, характер нарушений развития, проблемы обучения и воспитания)

Руководитель РПМПК

сентябрь

4

Круглый стол по результатам мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе

«Обучение и воспитание детей инвалидов и детей с ОВЗ в школе»


Рабочая группа

ноябрь

5

Знакомство учителей с детьми подготовительных групп

Критерии готовности ребенка к школе

Руководитель МО начальных классов, учителя начальных классов, воспитатели

первая-вторая недели марта

6

Оформление информационных страничек на сайтах детского сада и школы

Преемственность дошкольного ОУ и начальной школы

Руководители МБДОУ и МБОУ

январь-май

7

Психологический тренинг для родителей детей, не готовых к школьному обучению

«Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска в рамках подготовки к школе»

ППк ОУ

февраль

8

Круглый стол

«Формирование мотивационной готовности детей с ОР к обучению в школе»

Методист,

руководитель МО начальных классов, воспитатели

март

9

Творческий диалог


«Использование здоровьесберегающих технологий в работе подготовительных групп и начальной школы»

Знакомство педагогов с новыми образовательными технологиями

Методист

март

10

Экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу в рамках «Дня открытых дверей»

«Скоро в школу»

Познакомить воспитанников дошкольной группы со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.

Учителя начальных классов и воспитатели

март апрель

11

Проведение совместного родительского собрания

«Подготовка к школе в системе «Детский сад – семья – школа»

Привлечение родителей к подготовке обучению детей в школе. Задачи воспитателей подготовительной группы и семьи в подготовке детей к школе. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников подготовительных групп к обучению в школе.

Руководители ОУ

Учителя начальных классов и воспитатели

апрель

12

День открытых дверей в начальной школе для воспитателей и родителей подготовительных групп ДОУ. Встречи родителей с будущими учителями.

«Система образовательной и воспитательной работы в школе с детьми с ОР».


Директор ,

руководитель МО начальных классов

апрель

13

Посещение тематических недель в ДОУ учителями начальных классов (итоговые мероприятия)

Творческие

встречи с

участием детей

По плану тематической недели

Заведующий,

воспитатели подготовительных групп, узкие специалисты

январь-май

14

Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе и обсуждение образовательной деятельности

«Модернизация методов и приемов взаимодействия с детьми в НОД и на уроках в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО»

Руководители ОУ,

воспитатели подготовительных групп

Руководитель МО начальных классов

март, апрель

15

Консультация для педагогов

«Формирование школьной готовности»

Руководитель РПМПК

апрель

16

Субботняя школа «Малышок» (Социализация в школе)

Проведение адаптационных занятий с воспитанниками подготовительных групп с ОР

Руководитель МО начальных классов , учителя МБОУ

февраль-апрель по 3 недели на базе каждой школы

17

Консультации для родителей будущих первоклассников

«Как правильно организовать свободное время ребёнка»

Повышение педагогической компетенции родителей

Учителя начальных классов и воспитатели

март - май

18

Ознакомление (изучение) воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса начальной школы.

Повышение уровня подготовки воспитанников к обучению в школе.

Учителя начальных классов и воспитатели

сентябрь-май

19

Педагогическая

дискуссия


«Создание условий успешной адаптации детей с ОР при переходе из детского сада в школу»

Зам. зав. по ВМР,

заместитель директора по нач.школе

учитель-дефектолог,

учитель-логопед ,

педагог – психолог ,

педагог – психолог

Руководитель МО начальных классов

учителя начальных классов

апрель

20

Повышение профессионального мастерства

педагогов и воспитателей по вопросам преемственности ДОУ и школы

«Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО»

РИМЦ

в течение года

21

Проведение круглого стола по итогам диагностики готовности детей к школе

«Готовность к школьному обучению»

Педагоги-психологи , учителя-логопеды

апрель

22

Совместные мероприятия дошкольников и школьников в рамках проекта «Островок тепла»

«Ранняя профориентация»

воспитатели, учителя начальных классов, куратор проекта «Островок тепла»

в соответствии с планом проекта «Островок тепла»

23

Круглый стол

«Обеспечение

преемственности дошкольного и начального

уровней общего образования в соответствии

с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФГОС

НОО»

«Вопросы преемственности ДОУ и школы»

1. Составить примерный план совместной работы школы и д/с на учебный год.

2. Анализ результатов совместной работы школы и детского сада по вопросам преемственности.

Рабочая группа

май

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

- разработка и утверждение Плана по преемственности в системе образования Пуровского района;

- реализация цели и задач проекта заинтересованными сторонами;

- координация и сопровождение деятельности по взаимодействию школа-детский сад-родители/(законные представители) в соответствии с принципами, направлениями и Планом по реализации Проекта.

РИСКИ ПРОЕКТА:

- недостаточная заинтересованность сторон во взаимном сотрудничестве.

ГЕОГРАФИЯ ПРЕКТА:

- поселения Пуровского района

АВТОРЫ ПРОЕКТА:

Начальник Департамента образования Администрации Пуровского района

С.В. Ершова

Заместитель начальника, начальник управления

Н.Ф. Казакова

Начальник отдела дошкольного образования

О.А. Серкова

Главный специалист отдела дошкольного образования

Я.А. Мектепкалиева

КУРАТОРЫ ПРОЕКТА:

Главный специалист отдела дошкольного образования

Я.А. Мектепкалиева

Главный специалист отдела общего образования

Е.А. Карнакова


Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.