Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Как вырастить книголюба

  • Как вырастить книголюба 13 марта 2013 года

    Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и с удовольствием читают ему вслух, то малыш, еще не понимая, что такое книга, уже относится к ней с интересом. Показывая своему крохе книжку с яркими картинками, читая ему несложные потешки и детские стихи, разрешая потрогать, полистать и даже погрызть книжки, они как бы дают понять ребенку: "Книга – это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!" Едва научившись сидеть, ребенок берет книжки, листает странички, тычет пальчиком в картинки и что-то "приговаривает" при этом.

    Внимание, родители! Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

    Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим нужно смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих специальных книжек. Но все равно постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь "спасти" испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: "Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим". Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге, если, конечно, сами родители не имеют обыкновения писать в своих книгах, вырывать из них страницы, бросать их как попало. В таком случае бесполезно ожидать от ребенка иного отношения к книгам.

    Пусть уже с года одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события – усложнение материала должно проходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает "вырастать" из определенного типа книжек.

    Внимание, родители! Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию).

    В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его различными детскими комиксами, "ужастиками", детективами. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими – то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет.

    Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в школьную или районную библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

    Сделайте поход с ребенком в книжный магазин приятным событием. Не следует делать покупки в спешке. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, какую книгу вы могли бы подарить кому-то из членов семьи или его другу.

    Пробудите у ребенка интерес к чтению.

    С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса – час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

    Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.

    Для многих детей прочитанное остается набором событий, имен и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. В таком случае книги представляются скучными, так как ребенок не способен "увидеть" те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное – уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо, современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о че пишет автор.

    Увлеченный сюжетом читатель словно попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, "живет" в книжке.

    Внимание, родители! Вы можете помочь ребенку научиться "вживаться" в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словом соответствовали определенные образы.

    Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой.

    Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что одет, какие вещи его окружают.

    Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

    Станьте для ребенка примером.

    Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него – вы сами.

    Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что хватает времени и сил, - это на газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.

    Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

    1. Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу и читайте ее понемногу каждый вечер.

    2. Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.

    3. Если ребенок вошел во вкус совместного чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку дальше прочитать самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте "своей занятостью" – ребенок может понять, что вы таким способом пытаетесь заставить его читать. Пусть лучше ребенок читает вместе с вами, чем вообще ничего не читает.

    Совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

    Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

    Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу. Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух – по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, а у второклассника – 10 – 15 минут.

    Внимание, родители! Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи!

    Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, дефектолога или логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.


    Подготовила дефектолог районной психолого - медико - педагогической комиссии Шилова Т. Г. по материалам книги Луговская А., Кравцова М. , Шевнина О. "Хочу в школу? Как пробудить интерес у ребенка к учебе", М.: Эксмо, 2006.




Возврат к списку

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.