Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Развитие речи детей 5 лет

  • Развитие речи детей 5 лет 24 февраля 2013 года

    Как подросли ваши дети! Вы не нарадуетесь, глядя на них: как они умеют красиво говорить, любят декламировать стихи, петь песни. Они поражают вас изобретательностью в играх и неистощимостью в движениях. Все заботы, связанные с формированием речи, кажется, остались в прошлом: дети произносят четко все звуки речи, почти не делают ошибок в грамматике, исчезли смешные словечки вроде "накомпотился". Родители поработали на славу, помогая ребенку усваивать родной язык. И, когда все трудности остались позади, можно расслабиться, отдохнуть

    Но успокаиваться рано, уважаемые мамы и папы! После пяти лет начинается самый интересный этап в развитии вашего малыша – этап бурного развития связной речи, а ведь это и есть главная цель вашей совместной деятельности – научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы и оценивать свои и чужие поступки. Не за горами поступление в первый класс.

    Показатели речевого развития детей.

    Звуковая сторона речи. Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться весь организм. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возрасте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поливают цветы. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о походе с мамой на детскую площадку, и о гостях, которые приходили к ним на праздник.

    К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться произносить все звуки в составе слов и предложений. Никаких замен уже не должно остаться. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам – логопедам, дефектологам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков. Время теперь работает против вас: искаженный звук только закрепиться, и исправить его с возрастом станет все труднее.

    Словарный запас. В пять лет словарный запас растет стремительно. Непроизвольная память – основа пополнения словаря – в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность схватывать все на лету, надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.

    Грамматический строй речи. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам. Случаев словотворчества становится меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованием звуков (хочу – хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительных падежах (дерево – дерева, карандаши – нет карандашов) и т. д. В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например, вошел – зашел – вышел – подошел.

    Связная речь. Все условия для развития связной речи созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. Пятилетние дети готовы использовать данную форму речи и психологически, так как на более высокий уровень поднялось умение общаться со сверстниками: появилась ролевая игра – мощный стимул развития речи. Приготовление к игре, распределение ролей, придумывание сюжета по ходу игры, исполнение своей роли – все это требует умения говорить.

    Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного слушателя. И этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должны стать, конечно, вы, уважаемые родители маленького оратора. Вовремя вставить какую-нибудь реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, да так, чтобы малыш не заметил, что вы его как-то поправили, - вот далеко не полный перечень средств, которыми вы располагаете в процессе становления у вашего ребенка связной речи. При формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы и не ограничиваться только рассматриванием картинок и составлением рассказов по ним. Самые доступные речевые образцы – это собственные рассказы родителей. Дети обожают слушать о том, какие они были в детстве, какие игрушки любили, как и когда начали говорить. Расскажите им о своем детстве, о ваших игрушках и увлечениях. И, конечно, главный источник прекрасных речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребенку книги: ни передача по телевизору, ни новейшие электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне. Лозунг "Любите книгу – источник знаний" в наше время опять должен быть поднят и слышан всеми, настолько существование наших детей за последние десять лет практически без детских книг сказывается на их умственном развитии и на развитии связной речи в частности.


    Статью подготовила дефектолог РПМПК Т. Г. Шилова по материалам книги Л. М. Козыревой "Развитие речи", Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

    Фото из личного архива.




Возврат к списку

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.