Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Коррекционные логопедические занятия - нужны ли они?

  • Коррекционные логопедические занятия - нужны ли они? 29 января 2013 года

    Овладение правильной речью для ребёнка имеет огромное значение в формировании полноценной личности и дальнейшего успешного обучения его в школе. Одной из распространенных причин неуспеваемости по чтению и письму учащихся начальных классов является разнообразные нарушения устной речи, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. В последние годы количество речевых нарушений имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи уделяться особое внимание.
    Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в неправильном произношении звуков, в нарушении фонематического слуха и восприятия, в недоразвитии лексико-грамматического строя речи и связной речи.
    Уважаемые родители! Речевые дефекты  сами собой не исчезают. Если их своевременно не устранить, то нарушения закрепляются, становятся стойкими.
    Любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематических процессов, артикуляционной моторики, приводят к дефектному произношению звуков в словах, к ошибкам в слоговой структуре слов, а в дальнейшем затрудняют изучение родного и иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.
    Дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. От того, насколько своевременно и эффективно будет проводиться коррекционная работа в детском саду и в школе, зависит успешное овладение ребенком чтения и письма.
    Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи. Обучение правильной речи осуществляется в процессе регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка динамический стереотип грамотной и правильной речи.
    Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильной речи осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.

    На коррекционных занятиях дети учатся:

    •    правильно произносить изучаемый звук и применять его в различных ситуациях, дифференцировать его на слух и в произношении;
    •    выполнять звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов, необходимый для успешного обучения чтения и письму;
    •    грамматически верно употреблять лексико-грамматические категории;
    •    расширять и активизировать словарного запас наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, правильно соотносить слова с образом предмета, использовать обобщающие понятия;
    •    пользоваться словообразовательной функцией речи и словоизменением;
    •    составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
    На индивидуальных занятиях по звукопроизношению с детьми проводятся:
    •    пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук);
    •    дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
    •    артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
    •    постановка звуков разными способами;
    •    автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;
    •    дифференциация звуков в речи.
    Для успешного и разностороннего обучения детей необходимым условием на коррекционных занятиях является  активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания, воображения, мышления и памяти.
    Каждый ребенок, а особенно ребенок с каким-либо речевым отклонением, индивидуален. Логопед, устанавливает с детьми доверительные отношения, старается заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. Найти индивидуальный подход к каждому ребенку - залог успеха коррекционной работы и правильной красивой речи!
        Уважаемые родители! Консультацию по данному вопросу Вы можете получить у логопеда районной психолого-медико-педагогической комиссии по телефону 6-13-56 или
    по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Тарасова, д. 27, каб. 108.

    Подготовила: Михайлова Н.В. – логопед РПМПК
    По печатным материалам: Е.П. Борисова "Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками" М. ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»), С.Е Большакова «Речевые нарушения и их преодоление». М., 2005.
    Фото – из личного архива Михайловой Н.В.




Возврат к списку

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.