"Вопрос о новой школе – это прежде всего вопрос о новом учителе… Но нового учителя просто создать нельзя, он может только создаться и при том только условии, что он продолжает "творить себя". М.М. Рубинштейн Современный, динамичный мир, изменения, происходящие в системе образования, требуют от педагога постоянного повышения квалификации. Непрерывное образование – процесс трудоемкий, но человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Система образования Пуровского района ЯНАО нацелена на наращивание качественных изменений в содержании образования, на обновление учебно-воспитательной работы, поиск более эффективных способов управления образовательным процессом, обеспечение преемственности и непрерывности образования. 1. Актуальность моделиСамым главным и существенным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, освоении ими наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся с учетом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики, содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования. В условиях модернизации системы образования возрастает актуальность задачи проектирования и построения модели методического сопровождения, максимально учитывающего особенности региона, объективные и субъективные потребности педагогических работников в повышении квалификации. Модель методического сопровождения реализуется в деятельности муниципального казенного учреждения "Информационно-методический центр развития образования" (ИМЦРО) Пуровского района. В рамках анализа имеющегося опыта деятельности проведен SWOT-анализ (Таблица 1.) Таблица 1. SWOT-анализ деятельности МКУ ИМЦРО
2. Новизна, перспективность, прогностичностьЦель деятельности ИМЦРО – выявление, профилактика и компенсация профессиональных затруднений у педагогов в реализации ФГОС, что определяет актуальность представленной модели, так как в рамках одного образовательного учреждения предельно сложно создать полноценную эффективно работающую систему повышения квалификации педагогических кадров, реализующую следующие направления деятельности (Схема 2):
Схема 2. Ведущие направления деятельности ИМЦРО
Ведущие направления деятельности методической службы определяются в соответствии с особенностями региона, программой развития муниципальной системы образования, моделью муниципального методического учреждения, штатной численностью сотрудников. Методическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами. В рамках деятельности ИМЦРО проверяются педагогические гипотезы, проходят апробацию новые педагогические технологии, в том числе в работе с педагогами. Одним из нововведений в работе ИМЦРО стало внедрение педагогических панорам: при обсуждении новационных предложений идея отрабатывается творческой группой, в которой каждый из педагогов-экспертов отбирает прием, метод или инновационное средство, которое затем проходит презентацию в рамках «перевернутого педсовета» или в мастер-классе по типу «Урок группой», «Урок вдвоем», «Урок с коллегой». Содержание деятельности методической службы определяется особенностями образовательной ситуации и уровнем квалификации работников образования. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, модернизируются подходы к организации методической работы и обновляются задачи, что конкретно выражено: - в обновлении структуры управления образовательных учреждений (включение новых функций в звенья структуры управления, необходимых для качественного внедрения ФГОС); - в обновлении содержания деятельности и форм объединений методического сопровождения (локальных сетевых моделей): • субъектов инновационной инфраструктуры (инновационные площадки, опорные образовательные учреждения, муниципальные апробационные площадки); • команды педагогов по освоению современных образовательных технологий; • районных профессиональных педагогических сообществ; - в разработке и предоставлении сервисных методических услуг, направленных на удовлетворение актуальных и выявление потенциальных образовательных потребностей педагогов и руководителей образовательных учреждений: • предметно-методический сервис: предоставление пакета работ по эффективным технологиям обучения и воспитания, методических материалов и т.д.; • мониторинговый сервис: представление инструментария мониторинга профессиональной готовности педагогов и руководителей образовательных организаций и т.д.; • маркетинговый сервис: изучение востребованных педагогами образовательных услуг, определение степени удовлетворения данного запроса и т.д.; • экспертный сервис: экспертиза образовательных программ, проектов; • информационно-методический сервис: создание информационных банков данных, в том числе по ФГОС и т.д. 3. Рациональность, реалистичность, целостностьВ основе деятельности многоуровневой муниципальной методической службы лежит создание условий для реализации программ развития профессионализма педагогов на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений деятельности на основании сетевого подхода: представление информации как знания, порождающего конструктивные изменения системы. Сетевой подход состоит в рассмотрении различных форм деятельности - сетевая работа, сетевое обучение. В рамках сетевого подхода эти формы деятельности неотделимы друг от друга и предполагают развитие общих сетевых компетенций (готовность участвовать в продуктивной деятельности, способность не только и не столько обсуждать, но и участвовать в создании, изменении и отборе содержания образования). Сетевая модель организации методической работы - условие успешного повышения профессионализма, активная позиция каждого участника сетевых мероприятий (аналитическая, самостоятельная работа, инициативность, формирование собственной позиции внутри сети), изменения в профессионализме педагога. Деятельность МКУ "ИМЦРО" ориентирована на педагогическое сообщество Пуровского района. Основные целевые группы: - руководители образовательных учреждений; - координаторы организационно-методического сопровождения – сотрудники ОУ, МКУ "ИМЦРО"; - методические объединения педагогических работников (творческие группы, лаборатории и т.д.);
- методические службы образовательных учреждений. 4. НадежностьОсновные направления работы "Информационно-методического центра развития образования" Пуровского района: IРазвитие воспитательных инициатив и работа с одаренными детьми: • воспитательная работа и дополнительное образование; • работа с одаренными детьми; • Всероссийская олимпиада школьников; • научно-практическая конференция; • поддержка учебных предметов, направленных на формирование общей культуры (в т.ч. "Основы религиозных культур и светской этики", краеведение и пр.). Работа в этом направлении обеспечивает реализацию Региональной и муниципальной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей, комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Пуровского района и Ямало-Ненецкого автономного округа через сотрудничество с научно-профессорским составом российских учреждений профессионального образования, а также путем индивидуального сопровождения участников открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов "Ступень в будущее" и победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников. Указанное направление предполагает методическое сопровождение интеллектуальных и творческих конкурсов различного уровня. В 2016/2017 учебном году запланирована организация участия одаренных детей в выездной каникулярной школе ГАОУ ТО «Физико-математическая школа» Тюменской области, каникулярных школах весенней, осенней и зимней сессиях учебно-научной школы для одарённых обучающихся "Квадриум". Педагоги привлекаются к системе ФоксФорд; педагогическая общественность широко информируется об олимпиадах и конкурсах. II Сопровождение профессионального развития педагогов: • повышение квалификации; • аттестация педагогических кадров; • районные методические объединения; • конкурсы педагогического мастерства. В рамках данного направления работы осуществляется организация повышения мастерства педагогов через участие в профессиональных конкурсах, в региональной олимпиаде учителей, через работу тьюторов, тренеров-преподавателей английского и немецкого языка, организацию курсовой подготовки. В межкурсовой период также ведется работа по повышению квалификации педагогов. Значимым направлением работы стало методическое сопровождение региональных проектов "Педагогический статус", "Новый учитель Ямала", ежегодное обобщение опыта учителей в Конкурсе на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО). Для обеспечения комплексной подготовки перехода на профессиональный стандарт педагога подготовлена и размещена презентация "Профессиональный стандарт педагога" создан баннер "Профессиональный стандарт педагога" на официальном сайте центра. Проведена работа по обновлению порядка проведения районного конкурса педагогического мастерства "Педагог года": изменен подход к подготовке победителя районного конкурса к участию в окружном конкурсе профессионального мастерства "Педагог года", обязательным условием определено проведение институционального этапа конкурса. В 2016-2017 учебном году методическим центром совместно с молодыми педагогами нашего района планируется создать муниципальный проект, который объединит всех молодых педагогов района "Проектная Лаборатория молодых педагогов" для организации формального и неформального общения на профессиональные темы. В течение года молодые педагоги будут участвовать в различных проектах, мастер классах, коучинг-проектах, проводить открытые уроки. Для организации непрерывного профессионального обучения предполагается организация работы по повышению квалификации в очном, заочном и дистанционном режиме. Действенным результатом работы по этому направлению станет обучение 100% педагогических работников по обеспечению введения в действие федерального государственного образовательного стандарта ДОУ, НОО, ООО, СОО, профессионального стандарта педагога, в том числе по персонифицированной модели организации краткосрочных курсов повышения квалификации. III Обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней: • поддержка внедрения ФГОС на уровне дошкольного образования; • поддержка внедрения ФГОС на уровне школьного образования; • инновационная деятельность; • учебно-методическое обеспечение внедрения ФГОС; • профориентационная работа среди выпускников, ранняя профессиональная ориентация; • организационно-методическая поддержка проекта "Кочевое образование". Основной целью деятельности в рамках указанного направления является выполнение целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания по обеспечению введения в действие федерального государственного образовательного стандарта ДОУ, НОО, ООО, СОО, а также поддержка и методическое сопровождение педагогов образовательных учреждений по вопросам освоения нового содержания образования и организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС через проведение семинаров-практикумов, семинаров-погружений, вебинаров, мастер-классов и тьюторство. Важным направлением работы является распространение опыта лучших практик, инновационных проектов образовательных учреждений на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, в том числе лучших практик по организации кочевого образования в Пуровском районе. В 2016-2017 учебном году запланирована разработка на муниципальном уровне индивидуальных образовательных траекторий, программ, ориентированных на преодоление затруднений педагогов по внедрению ФГОС, методическое сопровождение системы преемственности дошкольного, начального, основного общего образования с учетом требований ФГОС ДОО, НОО и СОО. IV Мониторинг и оценка качества образования включают: • муниципальную оценку качества образования; • подготовку к государственной итоговой аттестации; • организационно-методическую поддержку проекта "Наша новая школа". В Пуровском районе эффективно действует система мониторинга образовательных результатов. проводится исследование социального заказа к уровню подготовки выпускника образовательного учреждения; маркетинг образовательных услуг с учётом региона, муниципалитета, родителей и учащихся. Пополняются информационные педагогические банки данных об инновационном опыте работы педагогов образовательных учреждений, лучших практик по организации проектно-исследовательской работы учащихся на уроке и профессиональных затруднений педагогических работников и др. Вместе с тем, динамичные изменения системы образования требуют всесторонней поддержки данного направления работы. V Информационные технологии, издательская деятельность и связи с общественностью включают в себя: • поддержку автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"; • внедрение инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность; • издательскую деятельность. В рамках работы по этому направлению предполагается создание единого информационного пространства, распространение успешных педагогических практик, обмен инновационным педагогическим опытом через официальный сайт МКУ "ИМЦРО" http://purimcro.ru/webforum/, трансляция педагогического опыта работников системы образования (в режиме online) с целью повышения уровня квалификации работников системы образования. Публикация методических материалов педагогов по распространению опыта работы будет продолжена в следующих информационных источниках: Сайт СМИ "Информио", Сайт Metod-kopilka.ru, "Слово".http://www.purimcro.ru/webforum/, Завуч.Инфо, "Копилка уроков", Учительский портал, Инфоурок. Методическое сопровождение реализации проектов "Школа Ямала - территория Wi-Fi", "Сетевой город. Образование". В планах на 2016-2017 учебный год обеспечение технических условий для доступа педагогических работников образовательных учреждений района к лекциям ведущих ученых учреждений дополнительного профессионального образования регионов России. VI Районная психолого-медико-педагогическая комиссия • психолог-педагогическое сопровождение инклюзивного образования; • психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ Основой деятельности РПМПК является проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет, оказание консультативной помощи, координация и организационно-методическое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений. Запланировано привлечение в коррекционно-реабилитационный и образовательный процесс родителей, создание клуба для подростков "Мир профессий" для профориентации детей с ОВЗ, проведение мастер-классов для специалистов ПМПк "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования". Все блоки являются связующими компонентами модели и позволяют обеспечить ее целостность и надежность. Требования к материально-техническому, программно-методическому, финансовому, правовому, организационному обеспечению соответствуют возможностям методической службы. Финансирование деятельности муниципальной методической службы осуществляется за счет муниципального бюджета. Кадровые ресурсы соответствуют требованиям к уровню профессиональной подготовки методистов, используют в работе: - имеющийся опыт, мотивированность и теоретическую подготовку педагогов, на основе которых и будет выстроена работа; - привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров; - обучение педагогов на семинарах и трансляцию их опыта, - обучение тьюторов. Информационные ресурсы: • Выход в Интернет, телефонная связь, электронная почта. • Официальный сайт: http://www.purimcro.ru/, адрес электронной почты: pur_rimc@mail.ru. Следует отметить эффективность и результативность деятельности муниципальной методической службы при организации системы методических мероприятий (от планирования и проведения различных семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов, олимпиад различного уровня и др. до обобщения педагогического опыта). Полезность данной модели для педагогов и образовательных учреждений можно оценить по: • росту профессионализма педагогов и готовности решать задачи, поставленные перед системой образования в целом; • владению педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями; • качеству методического обеспечения образовательного процесса; • освоению педагогами инновационного опыта в решении задач, стоящих перед образованием; • способности педагогов к профессиональному саморазвитию; • деятельности новых работников в образовательных учреждениях; • росту профессиональной компетентности молодых педагогов и уровню их адаптации к профессии. В системе ведется работа по исследованию уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем, созданию условий, обеспечивающих раннее выявление и развитие одаренных детей, осуществляется подготовка обучающихся и педагогов образовательных учреждений района к проведению школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников. По всем направлениям работы методистами проведено 1659 практико-ориентированных мероприятий для различных категорий педагогических работников. В муниципальной модели методического сопровождения прослеживается инновационный потенциал и перспективы развития, так как основными принципами построения модели являются: - перспективность (учитываются перспективы развития системы образования Пуровского района и центра); - комплексность (учитываются все факторы, воздействующие на муниципальную систему образования); - оперативность (своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию деятельности); - согласованность (взаимодействие всех элементов модели.); - прозрачность/открытость (доступность и обновление материала). Перспективным развитием можно считать эффективность разработки сетевой модели организации муниципальной методической службы. Модель является инновационной по структуре, формам работы, подходам и включает в себя: • "Управление деятельностью методического сопровождения в условиях сетевой модели". Модель методической службы как сетевая организация, позволяет эффективно осуществлять методическое сопровождение на основе IT-технологий. Использование современных технологий для поддержки педагогов на рабочем месте, формирование сетевых профессиональных педагогических сообществ педагогов, активное использование в работе методической службы коммуникационных возможностей позволяет создать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов педагогов. • "Формы объединений методического сопровождения профессионального развития педагогов". Сотрудниками методического центра используются разнообразные формы методических объединений педагогов (кафедры, лаборатории, педагогические мастерские, проблемные, творческие экспертные группы, сетевые сообщества педагогов и др.) и формы методического сопровождения педагогов Пуровского района (консультации, наставничество, стажировки, семинары-практикумы, мастер-классы, лектории ученых, обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению и т.д.). В настоящее время число профессиональных сетевых сообществ растёт с каждым годом. Сетевые сообщества помогают группе людей, территориально удалённых друг от друга, сообща решать многие проблемы в определённой области профессиональной деятельности. • "Обновление содержания деятельности". Обеспечение научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов через деятельность муниципальной многоуровневой методической службы на основе взаимодействия методических структур различного уровня. • "Педагогика в открытом методическом пространстве". Методическая работа - процесс изменения внутренних условий развития образовательных учреждений в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума. Инновационные принципы, подходы, методы и технологии работы муниципального казенного учреждения "Информационно-методический центр развития образования", по нашему мнению, способствуют созданию многоуровневого единого методического пространства как открытой развивающей образовательной среды. Перспективная деятельность муниципального казенного учреждения "Информационно-методический центр развития образования" позволит: • максимально удовлетворить социальный спрос на педагогические и методические услуги на основе изучения образовательных потребностей и выявленных затруднений педагогов; • создать условия для выбора педагогом содержания, форм и методов работы, способствующих развитию его профессионализма; • содействовать созданию условий для сотрудничества учителя и ученого в удовлетворении потребности на научное знание, исследовательскую деятельность; • создать систему информационной поддержки, обеспечить рекламу социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений учителя и педагогических коллективов; • осуществить научно-методическое сопровождение процессов развития методической деятельности педагогов и методических структур различного уровня (район, школа), направленных на развитие профессионализма педагогов. В результате указанные действия приведут к росту профессионального мастерства педагога, повышению его мотивации на самосовершенствование в процессе творческой поисково-исследовательской деятельности, стимулируемой моделью методической службы. Определение конечных и промежуточных целей позволяет проверять и контролировать реально полученные результаты на их соответствие целям.
Основные элементы контроля методической работы представлены в схеме 3: Схема 3. Элементы контроля эффективности и результативности работы ИМЦРО.
Контроль становится действенным и эффективным при условии органической связи его с методическим анализом. Методический анализ служит основой для планового перспективного развития и оперативного управления методической деятельностью, способствует совершенствованию качества и повышению эффективности методического сопровождения образовательного процесса. В ходе анализа выявлена проблема в организации методической деятельности муниципальной методической службы, которая часто строится как результат смешения организационно-управленческих функций (не являющихся, по существу, функциями методической службы, "насаждаемых" ей со стороны органов управления образованием). Это связано с тем, что функции ММС не уточнены в свете задач развивающегося образования на современном этапе (задачи модернизации и связанные с ними изменения в содержании общего образования; регионализация образования; изменения в системе дополнительного профессионального образования). 5. РеализуемостьВ перспективе развития муниципальной методической службы необходимо учитывать следующие положения: • Выстраивая методическую работу с образовательными учреждениями, методическая служба должна выполнять функции: - диагностическую; - проектировочную; - навигационную; - конструктивную;
- консультационную 6. Эффективность и результативность• Обновление кадров учреждений муниципальной методической службы: - за счет победителей конкурсов в рамках приоритетного национального проекта "Образование"; - профессиональная переподготовка по дополнительной профессиональной образовательной программе "Методические основы образовательной деятельности". Учитывая данные положения можно прогнозировать результаты: - обеспечение непрерывности и преемственности в формировании профессиональной готовности педагога к внедрению профессионального стандарта педагога; - создание условий для освоения и применения каждым учителем новых профессиональных знаний и умений, развития позитивного, ценностного отношения к внедрению профессионального стандарта, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС; - достижение профессиональных и личностных позитивных результатов;
- информационно-методическая поддержка учреждений образования в осуществлении государственной политики в области образования. 7. Контролируемость, чувствительность к сбоямПредлагаемая модель (Схема 4) методического сопровождения образовательной деятельности складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется наиболее эффективной и работоспособной. Однако это не делает её застывшей. При изменениях, которые будут происходить в системе образования, будут вноситься изменения и в данную модель. Только в этом случае она будет жизнеспособной, отвечать насущным проблемам образования. Только сетевая организация позволяет реализовать идею открытого образования. Сетевая организация, положенная в основу данной модели методической службы в качестве основополагающего принципа, обеспечит интеграцию всех ресурсов системы и объединит методистов и педагогических работников вокруг проблем системы профессионального образования. Схема 4. Логическая модель методического сопровождения образовательной деятельности.
Таким образом, работа муниципальной методической службы способствует сохранению и динамическому преобразованию единого районного образовательного пространства, обеспечению целостного образовательного процесса в районе, гарантий прав каждого педагога на повышение профессионального мастерства, возможности выбора форм обучения, создания инновационной образовательной среды. |