"Вопрос о новой школе – это прежде всего вопрос о новом учителе… Но нового учителя просто создать нельзя, он может только создаться и при том только условии, что он продолжает "творить себя".

М.М. Рубинштейн

Современный, динамичный мир, изменения, происходящие в системе образования, требуют от педагога постоянного повышения квалификации. Непрерывное образование – процесс трудоемкий, но человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом.

Система образования Пуровского района ЯНАО нацелена на наращивание качественных изменений в содержании образования, на обновление учебно-воспитательной работы, поиск более эффективных способов управления образовательным процессом, обеспечение преемственности и непрерывности образования.

1. Актуальность модели

Самым главным и существенным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, освоении ими наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся с учетом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики, содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования.

В условиях модернизации системы образования возрастает актуальность задачи проектирования и построения модели методического сопровождения, максимально учитывающего особенности региона, объективные и субъективные потребности педагогических работников в повышении квалификации.

Модель методического сопровождения реализуется в деятельности муниципального казенного учреждения "Информационно-методический центр развития образования" (ИМЦРО) Пуровского района.

В рамках анализа имеющегося опыта деятельности проведен SWOT-анализ (Таблица 1.)

Таблица 1. SWOT-анализ деятельности МКУ ИМЦРО

SWOT–анализ предлагаемой модели методического сопровожденияСильные стороныСлабые стороны

Цель методической работы:

содействие комплексному развитию системы образования Пуровского района через повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников, развитие их профессионального мастерства, раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом через развитие новых форм методической поддержки, основанных на принципах сетевого взаимодействия

Ключевые задачи (Семь С):

  1. Создание системы информирования кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики.
  2. Совершенствование системы обучения и развития педагогических кадров, повышения их квалификации до уровня, сообразного поставленной цели.
  3. Систематизация мероприятий по выявлению, изучению и распространению наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности педагогов.
  4. Стимулирование подготовки методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и других методических материалов.
  5. Создание единого методического пространства на основе внедрения инновационных педагогических технологий, оптимизирующих достижение цели;
  6. Сопровождение процесса инновационного использования сложившейся школьной инфраструктуры в контексте обеспечения успешности работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  7. Совершенствование здоровьеформирующей деятельности образовательных учреждений.

1. Сложившаяся эффективная структура. МКУ "ИМЦРО" курирует 39 образовательных учреждений, из них 16 школ, в том числе четыре школы-интерната, 19 детсадов, 4 учреждения допобразования детей, межшкольный учебный комбинат с тремя филиалами. Это 6938 детей и 1161 педагогический работник (данные на 01.09.2016 года).

2. Проверенная структура менеджмента. На сегодняшний день в структуру муниципального казенного учреждения "Информационно-методический центр развития образования" входят 5 отделов и Районная психолого-медико-педагогическая комиссия.

3. Современные локальные нормативные акты. Все отделы действуют на основании локальных актов, определяющих их функциональные обязанности: Устав учреждения, Положения об отделах.

4. Высококвалифицированный кадровый состав.

Педагогический стаж методистов у 35 % составляет более 30 лет, у 55 % – от 10 до 20 лет, 10 % сотрудников – начинающие методисты.

В МКУ "ИМЦРО" работают 22 методиста, из них имеют:

почётные грамоты Министерства РФ – 6;

грамоту Департамента образования ЯНАО – 7;

грамоту Губернатора ЯНАО – 5;

грамоту Главы района – 18

грамоту Департамента образования Администрации Пуровского района – 20.

1. Традиционность и инертность педагогического мышления. В педагогических коллективах многих учреждений отмечается низкая эффективность согласованной работы учителей – предметников по формированию учебно-информационных умений, недостаточное внимание внутришкольного контроля за метапредметными результатами, недостаточное осознание педагогами важности освоения школьниками способов работы с информацией в качестве одной из ключевых целей современного образования, преобладание в практике работы учителей при работе с текстом вопросов репродуктивного характера (нацеленность вопросов на понимание содержания конкретного текста, пересказ, как простое воспроизведение содержания, отсутствие памяток для работы с текстом.

2. Разнообразие педагогических затруднений, как то

в построении образовательного процесса: при разработке учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу, при развитии мотивации и самостоятельности учащихся в образовательном процессе, в применении современных способов, методов, приемов активизации учащихся в обучении;

при решении задач по учёту потребностей учащихся: построение индивидуального образовательного маршрута ученика, разработка способов педагогической поддержки школьников, оказание помощи ученикам в преодолении учебных затруднений, организация дифференцированного обучения;

в организации взаимодействия: несовпадение собственных установок (целей-ценностей) учителя на работу в классе и установок (целей-ценностей) обучающихся, в организации взаимодействия школьников с разными людьми, проблемы дисциплины, проектирование и использование различных форм и технологий взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией


Возможности

  1. Созданы условия для работы учителей по обобщению и распространению не только своего опыта, но изучению опыта учителей региона, России, мира;

имеется выход в корпоративную образовательную сеть, в Интернет;

  1. Имеется достаточная материально-техническая база;
  1. Деятельность органов управления образованием поддерживается педагогическим сообществом;
  2. Кадровый потенциал ИМЦРО соответствует поставленным задачам;

Обеспечить создание благоприятных условий и обогащенной образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста педагогов.

Организовать творческую группу по актуализации традиционных и использованию дистанционных форм обучения и повышения квалификации.

Руководителям методических объединений обеспечить координацию работы методических объединений и взаимодействие педагогов, работающих в разных ступенях школы, в ДОУ и на уровне профессионального образования. Стимулировать педагогов к участию в конкурсных мероприятиях.

Оптимизировать работу над исследовательскими проектами.

Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в области новых федеральных государственных образовательных стандартов и технологий, обеспечивающих заданное качество образования.

Расширить спектр электронных образовательных ресурсов, используемых в работе, апробировать дистанционные технологий обучения.

Обеспечить поэтапный переход на ФГОС.


Организовать повторение изученных ранее тем для предупреждения повтора ошибок.

Создать комплекс условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, развития профессионального педагогического сообщества.

Рассмотреть наиболее трудные темы для обучающихся.

Анализировать причины затруднений, проводить работу по поиску новых методических подходов к изучению трудных для обучающихся вопросов и тем.

Методическим объединениям продолжить работу по обобщению педагогического опыта работы учителей, особое внимание обратить на распространение опыта учителей на уровне РФ (через сайты Интернета)

Продолжить работу по вовлечению педагогов в различные формы повышения квалификации.

Угрозы

  1. Недостаток материально-технического оснащения для организации исследовательской и проектной деятельности;
  2. Профессиональная инертность педагогов, неприятие нововведений;
  3. Отсутствие механизма внешнего рецензирования, кулуарность процессов педагогической инноватики, замыкание эволюционных изменений на регион;
  4. Низкая эффективность системы наставничества и системы работы с кадровым резервом;
  5. Низкий уровень внедрения в основной школе накопительной оценки (портфолио достижений).


Совершенствовать инфраструктуру образовательных учреждений. Использовать оперативную, кратковременную форму контроля.

Активизировать работу проблемных микрогрупп по разработке наиболее востребованных педагогами методических продуктов.

Обеспечить освоение и грамотное использование в учебном процессе современных образовательных технологий.

Совершенствовать систему мониторинга профессиональной деятельности учителя.

Продолжить работу по формированию системы непрерывного повышения квалификации педагогов, в том числе, на основе использования ресурсов сети Интернет.

Продолжить работу по изучению, обобщению и распространению опыта педагогов школы.


Обеспечить школу диагностическим инструментарием по оценке эффективности достижения планируемых результатов обучения.

Сформировать комплекс электронных ресурсов для обеспечения деятельности учителей основного общего образования, педагогов ДОУ.

Разработать методические рекомендации по введению новых форм оценивания, провести семинары на эту тему.

Ввести в структуру образовательного процесса современные методики и технологии оценивания, позволяющие увидеть динамику роста и развития ребенка.

Актуализировать и широко внедрить накопительную систему оценки (портфолио достижений обучающихся) в начальной и основной школе.

Создать условия для повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на новые ФГОС.

2. Новизна, перспективность, прогностичность

Цель деятельности ИМЦРО – выявление, профилактика и компенсация профессиональных затруднений у педагогов в реализации ФГОС, что определяет актуальность представленной модели, так как в рамках одного образовательного учреждения предельно сложно создать полноценную эффективно работающую систему повышения квалификации педагогических кадров, реализующую следующие направления деятельности (Схема 2):

Снимок экрана 2017-07-17 в 8.32.29.png

Схема 2. Ведущие направления деятельности ИМЦРО

Ведущие направления деятельности методической службы определяются в соответствии с особенностями региона, программой развития муниципальной системы образования, моделью муниципального методического учреждения, штатной численностью сотрудников.

Методическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами.

В рамках деятельности ИМЦРО проверяются педагогические гипотезы, проходят апробацию новые педагогические технологии, в том числе в работе с педагогами.

Одним из нововведений в работе ИМЦРО стало внедрение педагогических панорам: при обсуждении новационных предложений идея отрабатывается творческой группой, в которой каждый из педагогов-экспертов отбирает прием, метод или инновационное средство, которое затем проходит презентацию в рамках «перевернутого педсовета» или в мастер-классе по типу «Урок группой», «Урок вдвоем», «Урок с коллегой».

Содержание деятельности методической службы определяется особенностями образовательной ситуации и уровнем квалификации работников образования. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, модернизируются подходы к организации методической работы и обновляются задачи, что конкретно выражено:

- в обновлении структуры управления образовательных учреждений (включение новых функций в звенья структуры управления, необходимых для качественного внедрения ФГОС);

- в обновлении содержания деятельности и форм объединений методического сопровождения (локальных сетевых моделей):

• субъектов инновационной инфраструктуры (инновационные площадки, опорные образовательные учреждения, муниципальные апробационные площадки);

• команды педагогов по освоению современных образовательных технологий;

• районных профессиональных педагогических сообществ;

- в разработке и предоставлении сервисных методических услуг, направленных на удовлетворение актуальных и выявление потенциальных образовательных потребностей педагогов и руководителей образовательных учреждений:

• предметно-методический сервис: предоставление пакета работ по эффективным технологиям обучения и воспитания, методических материалов и т.д.;

• мониторинговый сервис: представление инструментария мониторинга профессиональной готовности педагогов и руководителей образовательных организаций и т.д.;

• маркетинговый сервис: изучение востребованных педагогами образовательных услуг, определение степени удовлетворения данного запроса и т.д.;

• экспертный сервис: экспертиза образовательных программ, проектов;

• информационно-методический сервис: создание информационных банков данных, в том числе по ФГОС и т.д.

3. Рациональность, реалистичность, целостность

В основе деятельности многоуровневой муниципальной методической службы лежит создание условий для реализации программ развития профессионализма педагогов на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений деятельности на основании сетевого подхода: представление информации как знания, порождающего конструктивные изменения системы. Сетевой подход состоит в рассмотрении различных форм деятельности - сетевая работа, сетевое обучение. В рамках сетевого подхода эти формы деятельности неотделимы друг от друга и предполагают развитие общих сетевых компетенций (готовность участвовать в продуктивной деятельности, способность не только и не столько обсуждать, но и участвовать в создании, изменении и отборе содержания образования).

Сетевая модель организации методической работы - условие успешного повышения профессионализма, активная позиция каждого участника сетевых мероприятий (аналитическая, самостоятельная работа, инициативность, формирование собственной позиции внутри сети), изменения в профессионализме педагога.

Деятельность МКУ "ИМЦРО" ориентирована на педагогическое сообщество Пуровского района.

Основные целевые группы:

- руководители образовательных учреждений;

- координаторы организационно-методического сопровождения – сотрудники ОУ, МКУ "ИМЦРО";

- методические объединения педагогических работников (творческие группы, лаборатории и т.д.);

- методические службы образовательных учреждений.

4. Надежность

Основные направления работы "Информационно-методического центра развития образования" Пуровского района:

IРазвитие воспитательных инициатив и работа с одаренными детьми:

• воспитательная работа и дополнительное образование;

• работа с одаренными детьми;

• Всероссийская олимпиада школьников;

• научно-практическая конференция;

• поддержка учебных предметов, направленных на формирование общей культуры (в т.ч. "Основы религиозных культур и светской этики", краеведение и пр.).

Работа в этом направлении обеспечивает реализацию Региональной и муниципальной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей, комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Пуровского района и Ямало-Ненецкого автономного округа через сотрудничество с научно-профессорским составом российских учреждений профессионального образования, а также путем индивидуального сопровождения участников открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов "Ступень в будущее" и победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников. Указанное направление предполагает методическое сопровождение интеллектуальных и творческих конкурсов различного уровня.

В 2016/2017 учебном году запланирована организация участия одаренных детей в выездной каникулярной школе ГАОУ ТО «Физико-математическая школа» Тюменской области, каникулярных школах весенней, осенней и зимней сессиях учебно-научной школы для одарённых обучающихся "Квадриум". Педагоги привлекаются к системе ФоксФорд; педагогическая общественность широко информируется об олимпиадах и конкурсах.

II Сопровождение профессионального развития педагогов:

• повышение квалификации;

• аттестация педагогических кадров;

• районные методические объединения;

• конкурсы педагогического мастерства.

В рамках данного направления работы осуществляется организация повышения мастерства педагогов через участие в профессиональных конкурсах, в региональной олимпиаде учителей, через работу тьюторов, тренеров-преподавателей английского и немецкого языка, организацию курсовой подготовки. В межкурсовой период также ведется работа по повышению квалификации педагогов.

Значимым направлением работы стало методическое сопровождение региональных проектов "Педагогический статус", "Новый учитель Ямала", ежегодное обобщение опыта учителей в Конкурсе на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО).

Для обеспечения комплексной подготовки перехода на профессиональный стандарт педагога подготовлена и размещена презентация "Профессиональный стандарт педагога"

создан баннер "Профессиональный стандарт педагога" на официальном сайте центра.

Проведена работа по обновлению порядка проведения районного конкурса педагогического мастерства "Педагог года": изменен подход к подготовке победителя районного конкурса к участию в окружном конкурсе профессионального мастерства "Педагог года", обязательным условием определено проведение институционального этапа конкурса.

В 2016-2017 учебном году методическим центром совместно с молодыми педагогами нашего района планируется создать муниципальный проект, который объединит всех молодых педагогов района "Проектная Лаборатория молодых педагогов" для организации формального и неформального общения на профессиональные темы. В течение года молодые педагоги будут участвовать в различных проектах, мастер классах, коучинг-проектах, проводить открытые уроки.

Для организации непрерывного профессионального обучения предполагается организация работы по повышению квалификации в очном, заочном и дистанционном режиме. Действенным результатом работы по этому направлению станет обучение 100% педагогических работников по обеспечению введения в действие федерального государственного образовательного стандарта ДОУ, НОО, ООО, СОО, профессионального стандарта педагога, в том числе по персонифицированной модели организации краткосрочных курсов повышения квалификации.

III Обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней:

• поддержка внедрения ФГОС на уровне дошкольного образования;

• поддержка внедрения ФГОС на уровне школьного образования;

• инновационная деятельность;

• учебно-методическое обеспечение внедрения ФГОС;

• профориентационная работа среди выпускников, ранняя профессиональная ориентация;

• организационно-методическая поддержка проекта "Кочевое образование".

Основной целью деятельности в рамках указанного направления является выполнение целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания по обеспечению введения в действие федерального государственного образовательного стандарта ДОУ, НОО, ООО, СОО, а также поддержка и методическое сопровождение педагогов образовательных учреждений по вопросам освоения нового содержания образования и организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС через проведение семинаров-практикумов, семинаров-погружений, вебинаров, мастер-классов и тьюторство.

Важным направлением работы является распространение опыта лучших практик, инновационных проектов образовательных учреждений на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, в том числе лучших практик по организации кочевого образования в Пуровском районе.

В 2016-2017 учебном году запланирована разработка на муниципальном уровне индивидуальных образовательных траекторий, программ, ориентированных на преодоление затруднений педагогов по внедрению ФГОС, методическое сопровождение системы преемственности дошкольного, начального, основного общего образования с учетом требований ФГОС ДОО, НОО и СОО.

IV Мониторинг и оценка качества образования включают:

• муниципальную оценку качества образования;

• подготовку к государственной итоговой аттестации;

• организационно-методическую поддержку проекта "Наша новая школа".

В Пуровском районе эффективно действует система мониторинга образовательных результатов. проводится исследование социального заказа к уровню подготовки выпускника образовательного учреждения; маркетинг образовательных услуг с учётом региона, муниципалитета, родителей и учащихся. Пополняются информационные педагогические банки данных об инновационном опыте работы педагогов образовательных учреждений, лучших практик по организации проектно-исследовательской работы учащихся на уроке и профессиональных затруднений педагогических работников и др. Вместе с тем, динамичные изменения системы образования требуют всесторонней поддержки данного направления работы.

V Информационные технологии, издательская деятельность и связи с общественностью включают в себя:

• поддержку автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование";

• внедрение инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность;

• издательскую деятельность.

В рамках работы по этому направлению предполагается создание единого информационного пространства, распространение успешных педагогических практик, обмен инновационным педагогическим опытом через официальный сайт МКУ "ИМЦРО" http://purimcro.ru/webforum/, трансляция педагогического опыта работников системы образования (в режиме online) с целью повышения уровня квалификации работников системы образования.

Публикация методических материалов педагогов по распространению опыта работы будет продолжена в следующих информационных источниках:

Сайт СМИ "Информио",

Сайт Metod-kopilka.ru,

"Слово".http://www.purimcro.ru/webforum/,

Завуч.Инфо,

"Копилка уроков",

Учительский портал,

Инфоурок.

Методическое сопровождение реализации проектов "Школа Ямала - территория Wi-Fi", "Сетевой город. Образование".

В планах на 2016-2017 учебный год обеспечение технических условий для доступа педагогических работников образовательных учреждений района к лекциям ведущих ученых учреждений дополнительного профессионального образования регионов России.

VI Районная психолого-медико-педагогическая комиссия

• психолог-педагогическое сопровождение инклюзивного образования;

• психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ

Основой деятельности РПМПК является проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет, оказание консультативной помощи, координация и организационно-методическое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений.

Запланировано привлечение в коррекционно-реабилитационный и образовательный процесс родителей, создание клуба для подростков "Мир профессий" для профориентации детей с ОВЗ, проведение мастер-классов для специалистов ПМПк "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования".

Все блоки являются связующими компонентами модели и позволяют обеспечить ее целостность и надежность.

Требования к материально-техническому, программно-методическому, финансовому, правовому, организационному обеспечению соответствуют возможностям методической службы.

Финансирование деятельности муниципальной методической службы осуществляется за счет муниципального бюджета.

Кадровые ресурсы соответствуют требованиям к уровню профессиональной подготовки методистов, используют в работе:

- имеющийся опыт, мотивированность и теоретическую подготовку педагогов, на основе которых и будет выстроена работа;

- привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров;

- обучение педагогов на семинарах и трансляцию их опыта,

- обучение тьюторов.

Информационные ресурсы:

• Выход в Интернет, телефонная связь, электронная почта.

• Официальный сайт: http://www.purimcro.ru/, адрес электронной почты: pur_rimc@mail.ru.

Следует отметить эффективность и результативность деятельности муниципальной методической службы при организации системы методических мероприятий (от планирования и проведения различных семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов, олимпиад различного уровня и др. до обобщения педагогического опыта).

Полезность данной модели для педагогов и образовательных учреждений можно оценить по:

• росту профессионализма педагогов и готовности решать задачи, поставленные перед системой образования в целом;

• владению педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями;

• качеству методического обеспечения образовательного процесса;

• освоению педагогами инновационного опыта в решении задач, стоящих перед образованием;

• способности педагогов к профессиональному саморазвитию;

• деятельности новых работников в образовательных учреждениях;

• росту профессиональной компетентности молодых педагогов и уровню их адаптации к профессии.

В системе ведется работа по исследованию уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем, созданию условий, обеспечивающих раннее выявление и развитие одаренных детей, осуществляется подготовка обучающихся и педагогов образовательных учреждений района к проведению школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников.

По всем направлениям работы методистами проведено 1659 практико-ориентированных мероприятий для различных категорий педагогических работников.

В муниципальной модели методического сопровождения прослеживается инновационный потенциал и перспективы развития, так как основными принципами построения модели являются:

- перспективность (учитываются перспективы развития системы образования Пуровского района и центра);

- комплексность (учитываются все факторы, воздействующие на муниципальную систему образования);

- оперативность (своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию деятельности);

- согласованность (взаимодействие всех элементов модели.);

- прозрачность/открытость (доступность и обновление материала).

Перспективным развитием можно считать эффективность разработки сетевой модели организации муниципальной методической службы. Модель является инновационной по структуре, формам работы, подходам и включает в себя:

• "Управление деятельностью методического сопровождения в условиях сетевой модели".

Модель методической службы как сетевая организация, позволяет эффективно осуществлять методическое сопровождение на основе IT-технологий. Использование современных технологий для поддержки педагогов на рабочем месте, формирование сетевых профессиональных педагогических сообществ педагогов, активное использование в работе методической службы коммуникационных возможностей позволяет создать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов педагогов.

• "Формы объединений методического сопровождения профессионального развития педагогов".

Сотрудниками методического центра используются разнообразные формы методических объединений педагогов (кафедры, лаборатории, педагогические мастерские, проблемные, творческие экспертные группы, сетевые сообщества педагогов и др.) и формы методического сопровождения педагогов Пуровского района (консультации, наставничество, стажировки, семинары-практикумы, мастер-классы, лектории ученых, обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению и т.д.).

В настоящее время число профессиональных сетевых сообществ растёт с каждым годом. Сетевые сообщества помогают группе людей, территориально удалённых друг от друга, сообща решать многие проблемы в определённой области профессиональной деятельности.

• "Обновление содержания деятельности".

Обеспечение научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов через деятельность муниципальной многоуровневой методической службы на основе взаимодействия методических структур различного уровня.

• "Педагогика в открытом методическом пространстве".

Методическая работа - процесс изменения внутренних условий развития образовательных учреждений в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума.

Инновационные принципы, подходы, методы и технологии работы муниципального казенного учреждения "Информационно-методический центр развития образования", по нашему мнению, способствуют созданию многоуровневого единого методического пространства как открытой развивающей образовательной среды.

Перспективная деятельность муниципального казенного учреждения "Информационно-методический центр развития образования" позволит:

• максимально удовлетворить социальный спрос на педагогические и методические услуги на основе изучения образовательных потребностей и выявленных затруднений педагогов;

• создать условия для выбора педагогом содержания, форм и методов работы, способствующих развитию его профессионализма;

• содействовать созданию условий для сотрудничества учителя и ученого в удовлетворении потребности на научное знание, исследовательскую деятельность;

• создать систему информационной поддержки, обеспечить рекламу социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений учителя и педагогических коллективов;

• осуществить научно-методическое сопровождение процессов развития методической деятельности педагогов и методических структур различного уровня (район, школа), направленных на развитие профессионализма педагогов.

В результате указанные действия приведут к росту профессионального мастерства педагога, повышению его мотивации на самосовершенствование в процессе творческой поисково-исследовательской деятельности, стимулируемой моделью методической службы.

Определение конечных и промежуточных целей позволяет проверять и контролировать реально полученные результаты на их соответствие целям.

Основные элементы контроля методической работы представлены в схеме 3:

Снимок экрана 2017-07-17 в 8.34.36.png

Схема 3. Элементы контроля эффективности и результативности работы ИМЦРО.

Контроль становится действенным и эффективным при условии органической связи его с методическим анализом.

Методический анализ служит основой для планового перспективного развития и оперативного управления методической деятельностью, способствует совершенствованию качества и повышению эффективности методического сопровождения образовательного процесса.

В ходе анализа выявлена проблема в организации методической деятельности муниципальной методической службы, которая часто строится как результат смешения организационно-управленческих функций (не являющихся, по существу, функциями методической службы, "насаждаемых" ей со стороны органов управления образованием). Это связано с тем, что функции ММС не уточнены в свете задач развивающегося образования на современном этапе (задачи модернизации и связанные с ними изменения в содержании общего образования; регионализация образования; изменения в системе дополнительного профессионального образования).                         

5. Реализуемость

В перспективе развития муниципальной методической службы необходимо учитывать следующие положения:

• Выстраивая методическую работу с образовательными учреждениями, методическая служба должна выполнять функции:

- диагностическую;

- проектировочную;

- навигационную;

- конструктивную;

- консультационную

6. Эффективность и результативность

• Обновление кадров учреждений муниципальной методической службы:

- за счет победителей конкурсов в рамках приоритетного национального проекта "Образование";

- профессиональная переподготовка по дополнительной профессиональной образовательной программе "Методические основы образовательной деятельности".

Учитывая данные положения можно прогнозировать результаты:

- обеспечение непрерывности и преемственности в формировании профессиональной готовности педагога к внедрению профессионального стандарта педагога;

- создание условий для освоения и применения каждым учителем новых профессиональных знаний и умений, развития позитивного, ценностного отношения к внедрению профессионального стандарта, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС;

- достижение профессиональных и личностных позитивных результатов;

- информационно-методическая поддержка учреждений образования в осуществлении государственной политики в области образования.

7. Контролируемость, чувствительность к сбоям

Предлагаемая модель (Схема 4) методического сопровождения образовательной деятельности складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется наиболее эффективной и работоспособной. Однако это не делает её застывшей. При изменениях, которые будут происходить в системе образования, будут вноситься изменения и в данную модель. Только в этом случае она будет жизнеспособной, отвечать насущным проблемам образования. Только сетевая организация позволяет реализовать идею открытого образования. Сетевая организация, положенная в основу данной модели методической службы в качестве основополагающего принципа, обеспечит интеграцию всех ресурсов системы и объединит методистов и педагогических работников вокруг проблем системы профессионального образования.

Снимок экрана 2017-07-17 в 8.37.17.png

Схема 4. Логическая модель методического сопровождения образовательной деятельности.

Таким образом, работа муниципальной методической службы способствует сохранению и динамическому преобразованию единого районного образовательного пространства, обеспечению целостного образовательного процесса в районе, гарантий прав каждого педагога на повышение профессионального мастерства, возможности выбора форм обучения, создания инновационной образовательной среды.