Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Все перечисленное привело к убеждению о необходимости создания благоприятных условий для проявления каждым ребенком собственной активности и использования такой формы организации деятельности детей, как внеурочной, которая позволяет через коллективное взаимодействие сформировать комплекс ключевых компетенций у младшего школьника.

В связи с этим в Пуровском районе с сентября 2014 года во всех общеобразовательных учреждениях района начата реализация проекта «Арктическое путешествие».

«Арктическое путешествие» – это длительная воспитывающая игра-путешествие по Ямалу и Арктике для детей младшего школьного возраста. Целью игры является формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность, в ходе которой решаются следующие задачи:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- формирование простейших коммуникативных умений и навыков: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

- формирование у учащихся социальной ответственности и компетентности;

- обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в совместной педагогической работе образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи и других институтов общества;

- формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания.

Участниками проекта являются:

- учреждения дополнительного образования (Дома детского творчества поселений Пуровского района);

- образовательные учреждения Пуровского района;

- социальные и коммерческие партнёры (учреждения управлений культуры, социальной политики, управления по делам молодежи, управления по физической культуре и спорту, средства массовой информации, музеи, промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса, родительская общественность и др.).

Символом игры является арктический белый медвежонок Умка. Образ медвежонка выбран не случайно. В переводе с греческого ἄρκτος — «медведица», ἀρκτικός — «находящийся под созвездием Большой Медведицы«, «северный»).

В основе сюжета игры лежит сказка Юрия Яковлева про белого медвежонка Умку и его друга («Умка», «Умка ищет друга»).

…Крепко подружились Умка и мальчик, который, оказывается, пахнет молоком, а вовсе не дымом! Ведь все детеныши мле-ко-пи-та-ю-щих – пахнут молоком! И медвежата, и ребята. У его товарища, который ходит на двух ногах, не растет шерсть на щеках, и нос его не черный, а розовый, к тому же он мальчик… Очень расстроился Умка: ведь его друг куда-то исчез! И отправился Умка искать потерявшегося друга. Ведь для настоящей дружбы не существует преград и расстояний, правда?

Так Умка оказался в незнакомом ему Пуровском районе и встретился с детьми, которые помогут ему отыскать друга и вернуться домой в Арктику. Благодаря маленьким жителям района Умка знакомится с Пуровской землёй, вместе с ними он путешествует по Арктике, где их ждут приключения, испытания, новые открытия. Вместе с полярными исследователями они узнают о природе Арктики, оказавшись на ледоколе «Ямал» пересекают океан Изобретений, в гостях у мальчика Хомани знакомятся с традициями и обычаями коренных народов Севера, принимают участие в экологической спасательной акции на острове «Белый». Чем сложнее выпадают испытания, тем больше юные путешественники понимают важность понятий «дружба», «верность», «помощь друг другу». В завершении путешествия Умка обретает верных друзей, которые помогают ему вернуться домой.

В игре используется символика, включающая: эмблемы, значки, вымпелы, галстуки, жилеты, разноцветные ленточки, жетоны и др.

Для приобретения необходимых атрибутов и оборудования для проведения игры использованы средства Гранта (120000 руб.):

- закуплены комплекты игрового оборудования для проведения эстафет;

- заключён договор на изготовление баннера и стенда (карта путешествия), сувенирной продукции;

- приобретены канцелярские товары для оформления игры.

Игра-путешествие является формой организации соревнования между командами младших школьников образовательных учреждений в поселениях Пуровского района.

Игра для младших школьников – это способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально- значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели.

Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

Игра-путешествие – это сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых. В основе игры «Арктическое путешествие» заложены следующие положения:

- совмещение в жизненной практике младшего школьника воспитательных задач, решая которые, каждый участник игры совершает постепенный переход от игры - забавы через игры-задачи к активной познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;

- поэтапное усложнение задач и условий игры, участие каждого учащегося в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика – к участнику – к организатору (лидеру);

- постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений.

В игре-путешествии участвуют команды (классные коллективы) учащихся школ Пуровского района. Команды формируются образовательными учреждениями самостоятельно. Игра начинается в начале учебного года (сентябрь). Каждый учебный год включает в себя две ступени. Ступень - это комплекс ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования. На каждой ступени роста участникам присваивается звание «Путешественник» и «Знаток», а по итогам игры - звание «Верный друг». Участники в ходе игры путешествуют по девяти тематическим станциям. Длительность каждой станции – 1 месяц.

Алгоритм проведения игры-путешествия на каждой станции включает в себя:

1. Сбор-старт. На сборе-старте участники (команды) игры-путешествия получают задание по проведению коллективного творческого дела, а также необходимую информацию, включающую в себя обоснование деятельности и правила игры.

2. Коллективное творческое дело (далее - КТД) проводится на уровне образовательного учреждения. КТД есть проявление практической заботы учащихся и педагогов об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно жизненно важное и общественно необходимое; коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно учащимися и педагогами; творческое, потому что, совершается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

3. Сбор-финиш. На сборе-финише подводятся итоги, награждаются победители. Необходимым атрибутом игры-путешествия является Карта путешествия, где содержится важная информация: название игры, девиз, схема маршрутов путешествия (флажками или другими условными значками отмечается пройденный путь команды), задания командам, донесения, телеграммы, решения Штаба игры. Штабом игры является Дом детского творчества. Общая карта путешествия оформляется на видном месте в Штабе игры. На карте отражается ход и результаты игры.

- Каждая команда ведёт Дневник Путешествия (бортжурнал, путевые записки), где участники игры делятся своими впечатлениями о пройденных маршрутах, отмечают всё интересное, новое. В дневник можно внести: название команды, девиз, записи об интересных делах, фотографии, рисунки, иллюстрации, отзывы интересных людей, с которыми ребята встретились на своём пути.

- Игра-путешествие предлагает завершение - финал. Это может быть сбор-привал, где команды расскажут об итогах своего путешествия, оформляется выставка творческих работ, рисунков, фотографий, дневников путешествия, подводится общий итог игры «Арктическое путешествие», награждаются победители.

В ходе организации итоговых сборов проблема отсутствия специального помещения была решена путем организации их поэтапного проведения в общеобразовательных учреждениях.

Для освещения хода реализации данного проекта на официальных сайтах общеобразовательных учреждений и ДДТ ведутся разделы, посвященные длительной воспитывающей игре-путешествию «Арктическое путешествие», где систематически ежемесячно подводятся итоги проведенных мероприятий.

Игровая форма организации, соревновательный характер, наличие атрибутов, возможность проявить себя и расширить свой кругозор в целом способствовали росту активности среди участников, количества положительных отзывов со стороны родителей, педагогов и младших школьников. С целью поддержания устойчивого интереса участников и дальнейшего развития проекта планируется усовершенствование сюжетной линии игры.

Воспитывающая направленность проекта позволила получить весьма ценные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, и в то же время являясь основным воспитательным средством.

Полученный опыт реализации данного проекта позволил сделать вывод, что длительная воспитывающая игра-путешествие является важным структурным компонентом процесса воспитания и позволяет создать в школах района широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге и окружающем их мире много нового. Участие в проекте позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.