Наша позиция – верность традициям: в жизни, спорте и семье

Проблема возрождения и сохранения этнической культуры рассматривается как одна из основных для развития человечества. В наше время исключительную актуальность приобретает приобщение подрастающего поколения к своей национальной культуре, национальному искусству ведь не зная истоков своей культуры, невозможно изучать культуру другого народа.

Формирование этнокультурной личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Перед педагогическим коллективом школы-интерната, где основной контингент – учащиеся коренных малочисленных народов Севера, выполнение данной задачи имеет первостепенное значение. Учебный процесс неразрывно связан с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

С этой целью в учебный план нашей школы введены следующие учебные предметы: родной (ненецкий и селькупский) язык, родная (ненецкая и селькупская) литература, литературное краеведение, КНЯ, География ЯНАО, элективные курсы: оленеводство и этнотехнология. Предпрофиль реализуется через введения элективного курса в 9-х классах «Основы профессионального самоопределения» и «Проектирование изделий».

В основе предпрофильного обучения в нашей школе лежит этнический компонент содержания образования, который стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур, приобщение учащихся к этнокультурным традициям.

Этнокультурное содержание используется на уроках русского языка и литературы, истории, географии, биологии, технологии. На уроках учителя проводят беседы, которые вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традициям и обычаям.

Эффективность использования родного языка, этнической культуры в образовании заключается в их эмоциональной насыщенности. Это обеспечивает развитие в ребенке уверенности в своих способностях, возрождение этнического самосознания, ответственности за сохранение и развитие родной культурной традиции. Образное обучение и занятия искусством помогают детям развивать чувство формы, культуру речи, понимание родного языка как основы культуры.

Преподавание предметов «Этнотехнология» и «Оленеводство» осуществляет методист по этнокультурному образованию.

На теоретических занятиях учащиеся получают знания о состоянии оленеводства за рубежом, о традиционной профессиональной деятельности народов Севера, месте распространения оленей, среде обитания и одомашнивании, о биологических особенностях, кормах, каслании, продуктивности, основах ветеринарных мероприятий, о сохранении и пополнении поголовья оленей, ознакомятся с документацией. Помимо теоретических у обучающихся проходят и практические занятия, где ребята получают необходимые трудовые навыки по плетению аркана (тынзян), вязке национальных узлов, мечению, просчету оленей, узнают об анатомо-физиологических особенностях данного животного. Эти трудовые навыки необходимы и тем учащимся, которые после окончания школы планируют вернуться в тундру и освоить профессии охотника и рыбака.

Данный элективный курс предусматривает сотрудничество с зооветеринарными специалистами совхоза «Верхне-Пуровский», охотоведами районной «Охотинспекции», специалистами общины «Харампуровская», «Ича», оленеводами, рыбаками и охотниками из числа коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, это большая подготовка для тех учащихся, которые будут поступать в средние и высшие сельскохозяйственные учебные заведения.

В рамках элективных курсов «Основы профессионального самоопределения» и «Проектирование изделий» девочкам прививается желание и умение соединять элементы национального ремесла с современной технологией изготовления изделий. Работая над художественным оформлением изделий в стилизованном национальном варианте, учащиеся применяют в отделке те же материалы, что и их предки (бисер, блёстки, тесьма, мех).

В настоящее время актуально воспитание физически крепкого и психически стойкого подрастающего поколения для сохранения и развития коренных народов Севера с использованием высокого этнопедагогического потенциала традиционных игр.

Школа-интернат повышает уровень здоровья учащихся, их физическую подготовленность и престиж здорового образа жизни через интеграцию традиционных игровых средств подвижного характера коренных малочисленных народов Севера в образовательном процессе по физической культуре, а также углубление и развитие физического воспитания за счёт развития и популяризации национальных видов спорта, повышения уровня спортивного мастерства, профессионального самоопределения и социальную адаптацию.

Государственная система образования и социальная защита рекомендуют активизировать работу по совершенствованию деятельности в учреждениях, ориентируясь на формы семейного воспитания. Практика показывает, что альтернативой интернатному учреждению, существующему «по старинке», может выступать интернат, организованный с учетом семейных принципов.

В основе содержания деятельности нашего интерната лежит созданная организационная структура, системообразующим фактором которой является совместное проживание братьев и сестер в одной группе – семье. Деятельность, проводимая в этой области, позволила определить взаимосвязи всех субъектов и объектов, задействованных в формировании воспитательного пространства школы-интерната с учетом семейных принципов, определить критерии и показатели успешного осуществления воспитательной работы.

Отличительной особенностью нашего учреждения является воспитание и развитие каждого ребенка в разновозрастной группе, сформированной по семейному типу, включая его в различные виды деятельности. Цель воспитательного процесса можно сформулировать следующим образом: создание целостного воспитательного процесса из совокупности взаимосвязанных элементов, основу которого составляет идея семейного воспитания.

Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Семья – разновозрастная социальная группа: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентиры, критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения – это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, творческую, игровую, свободного общения.

В группе созданы все условия для творческой самореализации воспитанников через экскурсии, походы, конкурсы. Большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения. Любовь к Родине, воспитание чувства долга, чести и совести – это все понятия, которые являются приоритетными в данном направлении. Чувство патриотизма нельзя воспитать, не обращая внимания на такие моменты, как любовь к своему краю, родному дому, земле своих предков. Поэтому особое внимание уделяется сохранению чувства гордости и любви к своему краю, к народной культуре и традициям.

Важной частью жизни школьников стали национальные праздники: «Встреча Нового года по ненецкому календарю», «Вороний день», День оленевода, День прилёта уток, тематические декады, творческие отчеты объединений по интересам, Дни открытых дверей, результативное участие воспитанников школы конкурсах и фестивалях различного уровня.

Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным нация сильнее, культурнее, духовно богаче.

Список литературы:

- Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В. Ф. Афанасьев. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1979. - 182 с.
- Базанов А. Г. Школа на Крайнем Севере / А. Г. Базанов, Н. Г. Казанский. Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во наркомпроса РСФСР. Ленинградское отд., 1959.-207 с.
- Бацын В. К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации /В. К. Бацын, М. Н. Кузьмин/ Школа и мир культуры этносов: ученые записки Института национальных проблем образования, вып. 2. М., 1995. С. - 16, 24.Е.Н.
- Игра как основа национальных видов спорта. Санкт-Петербург, 2002.
- Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации: [Проект] / Институт национальных проблем образования; - Министерство образования РФ и Министерство федерации РФ; Коорд.-рук.: Кузьмин М.Н., Насилов Д.М. (рук.) — М., 2001. — 70 с.
- Концепция реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера/ Институт национальных проблем образования; - Министерство образования РФ и Министерство федерации РФ; Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН. — М., 2001. — 60 с.
- Окотэтто. Ненецкие подвижные игры. Санкт-Петербург, 2002.
- Роббек В.А. Роль системы образования в этнокультурном взаимодействии коренных малочисленных народов Севера // Донской Ф.С., Роббек В.А., Шейкин Ю.И. и др. Интеграция коренных малочисленных народов Сибирского Севера и Дальнего Востока в общероссийскую культуру, Якутск, ЯФ Издательства СО РАН, 2003. — С. 220—281.

Интернет-ресурсы:
- http://tarko-sale-int.ucoz.ru/
www.purovskiydo.ru
www.purimcro.ru.

Грабельников Павел Юрьевич, директор школы, тел.: 8(34997) 2-11-06, 2-18-64, 2-12-37.


Автор проекта:
Грабельников Павел Юрьевич, директор МКООУ "СШИ" г. Тарко-Сале Пуровского района
Муниципальное образование:
г. Тарко-Сале

Возврат к списку