«Золотой ключик» - ключ в мир игры и познаний

- дом – в стенах которого мир игры и познания

- ключик – открывающий детские сердца для добра, любви, познания

- желтый цвет ключика – цвет тепла, которым наши педагоги делятся с детьми

- книга – источник знаний, удовлетворяющий потребность ребёнка в познании нового, эмоциональное обогащение

- круг – единство, бесконечность, замкнутое пространство, в котором ребёнку тепло, он чувствует любовь, защищенность

- национальный орнамент – уважение, принадлежность к краю, в котором живем

- банет – квадратная академическая шапочка – стремление педагогов к научности

«Любознайка», «Почемучка» – так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.

Сегодня наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что перед нами (педагогами и родителями) стоит важная задача: повысить качество воспитания и образования подрастающего поколения.

Рассматривая и анализируя работы отечественных педагогов Н.Н. Поддьяковой, А.П. Усовой, Е.Л. Панько, Г.М. Ляминой, можно говорить, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», говорить о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

Однако на сегодняшний день у многих современных детей отмечается снижение познавательной активности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Анализируя вопросы интеллектуального развития детей, мы видим, что не всё здесь так гладко, как нам хотелось бы.

Для справки: 2011-2014 годы МБДОУ «ДС КВ «Золотой ключик» работал в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Опытно-исследовательская деятельность как основа интеллектуального развития дошкольников».

Экспериментальная работа осуществлялась в течение 3-х лет в одной группе детского сада. Начало эксперимента: I этап – средняя группа, возраст детей 4–5 лет, IIэтап – старшая группа, возраст детей 5–6 лет, III – подготовительная к школе группа, возраст детей 6–7 лет.

В результате проведенного мониторинга были выявлены следующие данные:

- у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализировании учебного материала.

- развивающая среда в группах не способствует развитию у детей поисково-исследовательской деятельности. Одним из условий для развития у дошкольников поисковой активности является предоставление детям возможности самостоятельно осуществлять изыскательскую, поисково-познавательную деятельность. Для этого в группе выделяется место, удобное для такого рода деятельности, оборудованное необходимым материалом (разнообразные емкости, природный материал). Для поддержания интереса детей, материалы в уголке периодически меняются. Для детей, не обладающих достаточной инициативностью, детей, которые не могут сами придумать варианты экспериментирования, в уголке располагаются карты алгоритма действий ребенка по постановке эксперимента.

Такие уголки неизменно привлекали к себе внимание детей. Но, по наблюдениям педагогов, постоянными завсегдатаями таких уголков были дети с более низким уровнем усвоения программных задач. Дети с проблемами логопедического характера, с элементами синдрома дефицита внимания, с небольшими проблемами памяти, восприятия, мышления более часто занимались в уголках экспериментирования. Но действия их носили несколько манипуляторный характер. Такие дети не могли сформулировать задачу, какого эффекта они хотят достичь, какого поведения от предмета ожидают либо из-за несформированных речевых возможностей, либо из-за отсутствия конечной цели. Таким детям педагог оказывал помощь, давая образец поведения в экспериментальном уголке:

- постановка задачи – что хотим узнать;

- постановка эксперимента – как действуем;

- вывод – что произошло и почему (что это означает).

Дети по нескольку раз возвращались к уже проделанному опыту, повторяя и повторяя цепь действий.

Педагоги заметили, что дети с более высоким уровнем развития, не испытывающие затруднений в восприятии материала на занятиях, не имеющие проблем в общении со сверстниками, взрослыми, очень быстро теряют интерес к уголку экспериментирования. Такие дети достаточно свободно формулируют цель эксперимента, легко ориентируются в предложенном материале, делают правильные выводы, с интересом проводят эксперимент, но второй раз к этому материалу возвращаются редко.

- низкий уровень знаний у педагогов по развитию у детей поисково-исследовательской активности, а также низкий уровень педагогической компетентности родителей в области детской исследовательской деятельности.

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Как сформировать в наших детях потребность в развитии, интерес к самопознанию? Как вовлечь ребенка в творческую деятельность? Как научить верить в свои силы, иметь мужество пробовать и ошибаться?

Ответить на эти и другие вопросы попыталась еще десять лет назад педагог дополнительного образования Потрашкова Марина Евгеньевна, когда решила создать программу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста «Я сам Я знаю Я могу».

В полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе. Исследовательский метод обучения стоит рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основными составляющими являются: выявление проблемы, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе умозаключения. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Именно поэтому для развития исследовательских способностей детей мы использовали методику исследовательского обучения дошкольников доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета г. Москвы Александра Ильича Савенкова. Программа исследовательского обучения в детском саду, которая включает три элемента:

- развитие у детей исследовательских умений и навыков – Подпрограмма - «тренинг»;

- детскую исследовательскую практику - Подпрограмма - «исследовательская практика»;

- мониторинг исследовательской деятельности дошкольников – Подпрограмма - «мониторинг». Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. «Исследовательское обучение» – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского поведения – формирование у ребёнка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательская деятельность свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез, в ней больше места для импровизации. Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию – функцию развития.

Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребёнка путём построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю. В настоящее время развитие исследовательского поведения рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путём выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребёнка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно учёному (проводить собственное исследование, наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

Методика, предложенная по материалам лекций А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана на то, чтобы обучить детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, включает в себя полный цикл исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребёнка наиболее рациональному варианту поиска информации. Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 2–3 тренировочных занятия для ознакомления каждого ребёнка с «техникой» проведения исследования.


Используя исследовательский метод, мы отошли от традиционного обучающего занятия, когда взрослый преподает, а ребенок учится. Но Савенков А.И. подчеркивает, что «доминирование исследовательского метода в обучении не исключает иных методов и приемов, он предполагает лишь его преобладание». Для достижения результатов мы применяли следующие формы работы: опыты в исследовательском уголке, «Путешествие по реке времени», осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, наблюдения, эксперименты в живой и неживой природе. И обязательно работа по плану, где в тематической, конструктивной, изобразительной, речевой деятельности мы развиваем познавательную инициативу ребенка. Занятия строим таким образом, чтобы дети закрепили старые знания и получили новые, применяя исследовательские методы обучения в детском саду. Организуя поисково-исследовательскую деятельность, мы обратились к рекомендациям Коротковой Н.А. в книге «Образовательный процесс в группах старшего возраста». Мы разработали свой вариант перспективного тематического планирования занятий с учетом поисково-исследовательской деятельности.

Поисково-исследовательская деятельность — это интегрирующийся с другими вид деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

При наблюдениях мы опирались на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились: "Почему?", "Зачем?" А в пять-шесть лет очень важный для развития: "Как это происходит?"

Исследователь Павлов И.П. считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение – очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд, например, обслуживающий может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми мы придавали большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где чей домик?" Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Для более глубокого изучения темы «Вода», «Воздух», «Земля» изготовили мини-макеты «Подводный мир», «Космос» и «Арктика».

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастёт зёрнышко: в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред. Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно использовали, являются опыты как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Коллектив детского сада и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей проведен мониторинг. По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации (Приложение).

Вместе с родителями подобрали познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г. Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки и т.д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам и располагается в специально оформленном литературном центре, где, кроме книг, подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

В результате проведенной работы родители:

- научились организовывать элементарные эксперименты;

- оборудовали мини-уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;

- повысили уровень педагогических знаний.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности, что подтверждается итоговой диагностикой (методика «Маленький исследователь» Л.Н. Прохорова) (Приложение). Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Качество реализации задач интеллектуального, художественного и творческого развития ребёнка в ДОУ зависят от соблюдения ряда педагогических условий, таких как наличие особой системы воспитательно-образовательной работы, личность педагога, развивающая предметно-пространственная среда. При отборе предметного содержания развивающей среды педагоги ДОУ учитывают индивидуальные особенности развития каждого воспитанника и группы в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи. В окружении детей находится стимулирующий материал, ориентированный на «зону ближайшего развития» (Л.А. Венгер), трёх типов: использовавшийся в процессе специально организованного обучения; иной, но похожий; «свободный», т.е. позволяющий ребёнку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Размещение материала всегда связано с трудностями пространственного характера - ограниченностью помещения. Принцип комплексирования и свободного зонирования (В.А.Петровский, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова) позволили использовать ограниченное помещение группы наилучшим образом. В группах созданы «помещения», в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей дошкольников, располагаются в разных функциональных пространствах: «кабинет», «мастерская», «театр-литература», «центр науки (природы)».

В функциональном помещении «кабинет» располагаются материалы по сенсорике (в младших группах), материалы из разделов «Математика», «Грамота», «Развитие представлений о себе и окружающем мире» (в средних и старших группах). Развивающее содержание этого центра выступает в роли естественного фона жизни ребёнка, стимулирует интеллектуальную активность детей.

В функциональном помещении «мастерская» находится материал по конструированию, природный и бросовый материал. Здесь же располагаются макеты кукольной комнаты, детского сада, планы участка, отдельных помещений групп, фланелеграфы, геометрические фигуры - заместители мебели. Материалы меняются по ходу овладения детьми пространственными представлениями.

В «театре» находятся различные виды театров, ширма и наборы кукол; готовые и самодельные костюмы, маски для разыгрывания сказок. Здесь же располагается полка с книгами уже прочитанными детям и несколькими книгами, неизвестными им.

Одна из главных задач, стоящая перед педагогическим коллективом – защита дошкольников от чрезмерной перегрузки. Поэтому в ДОУ уделяется особое внимание развитию игровой деятельности. В игровых центрах созданы условия для популярных у современных дошкольников сюжетных игр «Супермаркет», «Аптека», «Кафе», уголок Барби, «Гараж», «Порт». В уголках сюжетных игр все способствует зарождению и развитию игры. Игровые островки оснащены передвижной мебелью, способствующей быстрой смене ситуации в игровом сюжете. Большое количество игрушек, ярких, многофункциональных и развивающих, наполняют игровую среду групповых комнат. Игровое пространство предусмотрено для игр и мальчиков, и девочек.

«Центры науки (природы)» состоят из нескольких мини-блоков: лаборатория «Почемучка»; уголок природы «Знайки»; центр преобразования «Мастерилки»; игротека. «Центр науки (природы)» является не только украшением группы, но и местом саморазвития детей. В лаборатории «Почемучка» размещается материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими твердыми веществами, мерные ложечки и сосуды, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, бассейны для игр с водой и песком. Свободный доступ к материалу (открытые емкости на уровне роста детей и пр.) дает возможность детям работать с материалом там, где он находится или перемещать его в зависимости от желания детей. В «центре науки (природы)» дети проводят опыты, свои мини-исследования, экспериментируют с объектами живой и неживой природы. Уголки «Знайки» представлены познавательной литературой, наглядным материалом для накопления опыта: реальными объектами, муляжами, иллюстрациями, коллекциями камней и минералов, гербариями растений родного края и средней полосы. У детей формируется умение самостоятельно «работать» с книгой, «добывать» нужную информацию, происходит накопление познавательного опыта. Дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом по различным разделам, способствуют уточнению, систематизации знаний, умений навыков, их использованию в игровой деятельности.

В отдельных помещениях ДОУ расположены спортивно-тренажерный зал и изостудия. В спортивном зале дети находят выход своей энергии. Здесь много ярких, удобных модулей, современного спортивного оборудования, многофункциональных тренажеров, дорожек для стопотерапии, большое количество «хоппов» и массажных мячей на радость детям.

Мир детских фантазий живет в детских рисунках, которые органично включены в интерьер детского сада.

Таким образом, построение предметно-пространственной среды в нашем ДОУ является внешним условием педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему возможность для саморазвития. Всё это обеспечивает развитие интеллектуальных, художественных и творческих способностей ребёнка.

Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты нашей работы, свидетельствующие о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Наиболее ярким и значимым результатом реализации практики на сегодняшний день является сформированность инновационной среды в ДОУ, что подтверждается участием воспитанников во всероссийских и международных конкурсах «СНЕЙЛ».

Итоги участия обучающихся в различных творческих конкурсах в 2013–2014 учебном году

№ п/п

Название, уровень

Кол-во участников

Кол-во лауреатов

Кол-во дипломантов

Кол-во победителей (1 место)

Кол-во призёров (2, 3 места)


Международный уровень

307

93

54

43

20

Результаты опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива были представлены в рамках конкурса педагогического мастерства «Педагог года – 2014» в номинации «Воспитатель года – 2014» (муниципальный уровень, лауреат), «Педагог года – 2015» в номинации «Воспитатель года – 2015» (окружной уровень, участник).

В рамках ежегодного августовского совещания педагогических работников Пуровского района в 2011 году защищен инновационный проект «Опытно-исследовательская деятельность как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста» (проект удостоен денежного поощрения 40000 рублей).

Представление опыта работы в рамках августовского совещания педагогических работников Пуровского района и научно-практических семинаров города и района 2011–2014 г.г.

На основе вышеперечисленного научного опыта будет разработана модель проектно–исследовательской деятельности «Школа маленьких исследователей» для развития познавательно-коммуникативных компетенций дошкольников.

Модель предусматривает создание условий для познавательно-речевого развития и реализации детского исследовательского поиска – это оборудование центров научной деятельности и исследовательской активности детей.

Согласно модели проектно-исследовательский поиск вплетается во все виды деятельности по нескольким направлениям:

- познавательно-краеведческое - «Школа маленького экскурсовода»,

- познавательно-коммуникативное – «Школа маленького журналиста»,

- коммуникативно-художественное – «Школа маленького сказочника»,

- эколого-здоровьесберегающее – «Школа маленького доктора»,

- познавательно-научное – «Школа маленького профессора».

Вышеперечисленные направления разработаны в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения и рекомендациями по методике исследовательского обучения дошкольников А.И. Савенкова.

Данная модель подразумевает создание групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов по названным направлениям: исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, нацелены на развитие познавательных потребностей и способностей детей, самостоятельное решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, развитие коммуникативных навыков, способности активно действовать, нестандартно мыслить.

Опираясь на вышеописанное, с уверенностью можно сказать, что проблема поисково-исследовательской активности в дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.

И именно поэтому тема исследовательской деятельности в дошкольном возрасте была нами выбрана для изучения и внедрения опыта работы. А учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, была выдвинута гипотеза: использование модели развития исследовательских способностей через ориентировочно-исследовательские технологии в образовательной практике и в семье способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Контакты:

Сайт МБДОУ «ДС КВ «Золотой ключик» - http://zolotojkluch.ucoz.net/

Раздел «Наша жизнь» подраздел – «Инновационная деятельность» http://zolotojkluch.ucoz.net/index/innovacionnaja_dejatelnost/0-21 , подраздел бренд ДОУ http://zolotojkluch.ucoz.net/index/brend_dou/0-19

Чеснокова Лена Фидаевна, заместитель заведующего по методической работе.

Тел. 2-67-30

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  2. Дыбина О.В. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. – М.: Сфера, 2009.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2002.
  4. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.- Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Развитие и воспитание дошкольников в образовательной системе «Школа 2100», «Детский сад 2100»/под рук. Леонтьева А.А. - 2007.
  7. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики//Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. - С. 8-17.
  8. Савенков А.И. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  9. Савенков А.И. Лекция 6. Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  10. Савенков А.И. Лекция 7. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  11. Савенков А.И. Лекция 8. Методы и приёмы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

Приложения

Вводная диагностика проводится по методике

«Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. - Игровая;
  2. - Чтение книг;
  3. - Изобразительная;
  4. - Детское экспериментирование;
  5. - Труд в уголке природы;
  6. - Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляются в таблицу:

Шифр ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

















Вывод: на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (49 баллов), на втором месте чтение книг (27 баллов), на третьем месте – ИЗО (23 балла), на четвертом месте – экспериментирование (19 баллов), на пятом месте – детское конструирование и труд в Уголке природы по (16 баллов).


2011г.

2012г.

2013г.

Игровая

49

50

53

Чтение худ. литературы

27

30

35

Изобразительная

23

25

30

Экспериментирование

16

56

68

Труд в уголке природы

16

37

41

Конструирование

19

28

30

Итоговая диагностика проводится по методике

«Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова).

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.

Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:

«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

Шифр ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

7










Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему.

Активно высказывает предположения.

Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.

В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца.

Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Снимок экрана 2017-07-17 в 7.52.49.png

Сравнительные результаты диагностики степени устойчивости познавательного интереса воспитанников за два года (2012-2013 уч. год – 2013-2014 уч. год)

Снимок экрана 2017-07-17 в 7.53.00.png

Критерий 1: Отношение к экспериментальной деятельности

Снимок экрана 2017-07-17 в 7.53.05.png

Критерий 2: Целеполагание

Снимок экрана 2017-07-17 в 7.53.10.png

Критерий 3: Планирование

Снимок экрана 2017-07-17 в 7.53.17.png

Критерий 4: Реализация

Снимок экрана 2017-07-17 в 7.53.25.png

Критерий 5: Рефлексия

«Изучение познавательных интересов» (В.С. Юркевича)

Анкета «Изучение познавательных интересов»

Таблица 4

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?


а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1


3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30–22 баллов – потребность выражена сильно;

21–18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Полученные данные отражены в таблице «Изучение познавательных интересов».


Автор проекта:
МБДОУ «ДС КВ «Золотой ключик» г. Тарко-Сале Пуровского района
Муниципальное образование:
г. Тарко-Сале

Возврат к списку