Знания – для себя, медицинские сестры – для района

В современных условиях развития российского общества назрела острая необходимость в объединении усилий организаций общего и профессионального образования в организации процесса формирования личностных ценностей учащихся и их профессиональных интересов в выборе профессиональной карьеры. Актуальность интеграции организаций общего и профессионального образования вызвана тем обстоятельством, что за последние десятилетия в жизни общества произошли радикальные перемены, оказавшие большое влияние на формирование ценностей и интересов учащихся.

Профильное параллельное обучение «Школа-колледж», организованное на базе МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале, направлено на выполнение одной из основных задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «создание современной системы непрерывного образования». [1].

Система непрерывного образования является ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Основа модели параллельного обучения в системе «Школа-колледж» состоит в организации единого образовательного пространства на основе интеграции общего и среднего профессионального образования.

Учащимся старших классов предоставляется уникальная возможность попробовать свои силы в изучении профессиональных дисциплин и сделать правильный выбор профессии в стенах школы.

В России накоплен положительный опыт организации параллельного обучения в образовательных учреждениях Московской, Челябинской, Самарской областей и др. Основными направлениями параллельного обучения в российских школах являются социально-экономическое, правовое и информационно-технологическое. [2].

Особенностью нашей практики является организация на базе школы параллельного обучения учащихся по специальности «Сестринское дело» (квалификация «Младшая медицинская сестра»). Данное направление выбрано было неслучайно. В 2008 году главный врач Пуровского района Е.Г. Зуйков обратился в Администрацию Пуровского района с предложением об организации на территории Пуровского района учебного медицинского отделения, так как «в ближайшие годы остро встанет вопрос обеспеченности средним медицинским персоналом подразделений ЦРБ. В 2011 году учреждениям здравоохранения района дополнительно потребуется 100 специалистов со средним медицинским образованием». [3]. Департаментом образования Пуровского района путем конкурсного отбора было определено образовательное учреждение для обучения среднего медицинского персонала. Им стало наше учебное заведение. И в сентябре 2008 года на базе школы был открыт первый химико-биологический (медицинский) класс.

Учащиеся данного профиля обучения параллельно являются студентами Шадринского медицинского колледжа. Набор учащихся в медицинский класс основан на принципах:

- долговременного наблюдения,
- раннего профессионального обучения,
- целенаправленной ориентации на профессию,
- постепенной адаптации к медицинской деятельности,
- осознанности в выборе профессии на основе психологической предрасположенности, физических и прочих личностных возможностей освоения медицинской профессии.

Обучение студентов по специальности «Медицинская сестра» в любом медицинском учреждении осуществляется в течение стандартного курса длиной в три года 10 месяцев. Наши учащиеся первый курс обучаются в стенах родной школы, где параллельно с обучением в 10 и 11 классах выполняют учебный план «колледж-класс» в рамках дополнительного образования.

В отличие от других образовательных организаций, апробирующих модель параллельного обучения, образовательный процесс в химико-биологическом (медицинском) классе нашей школы несколько отличается. Учащиеся других городов на протяжении учебного года изучают общеобразовательные предметы в первую половину дня, а дисциплины общепрофессионального цикла – во второй. Такой график работы не подходит нашим детям ввиду отсутствия в нашем городе учреждений среднего профессионального образования. Занятия в данном классе строятся по схеме: три недели каждого месяца изучаются предметы школьного курса, а на четвертой – дисциплины общепрофессионального цикла, когда к ним приезжают преподаватели колледжа. Также в течение учебного года организовано обучение с применением дистанционных технологий. Организована научно-исследовательская деятельность.

В химико-биологическом (медицинском) классе на профильном уровне изучается математика, химия и биология. Преподавание профильных дисциплин осуществляют учителя высшей и первой квалификационной категории нашей школы. Учебные кабинеты, где проходят профильные предметы, отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. В каждом кабинете есть интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер. Преподавание дисциплин общепрофессионального цикла (основы латинского языка, анатомия, медицинская генетика, гигиена и экология, основы микробиологии, фармакология, психология и другие) осуществляется только преподавателями колледжа. Оплата за обучение по дисциплинам общепрофессионального цикла идет за счет субсидии на иные цели (целевые ТЭК). В сумму входит оплата учебных часов, организация научно-исследовательской деятельности, обучение с применением дистанционных технологий, а также проезд, проживание, суточные преподавателей.

Наряду с традиционными формами обучения учащихся медицинского класса апробированы учебные занятия в режиме видеоконференции, где преподаватели колледжа и ребята по обе стороны экрана видят друг друга, общаются, задают вопросы и отвечают на них.

Помимо теоретических занятий у юных медиков проходят и практические занятия, где ребята учатся измерять давление, пульс, делать внутримышечную и внутривенную инъекции, накладывать жгут, повязку, осуществлять приемы неотложной помощи и многое другое. Для проведения практических занятий школой при поддержке ТЭКа были закуплены учебные пособия и медицинские фантомы, которые дают возможность реалистичного обучения определенным манипуляциям (наложение и снятие швов, внутримышечные и внутривенные инъекции, забор образцов крови и другое).

Полученные теоретические знания учащиеся закрепляют на производственной практике, организованной на базе Центральной районной больницы.

После получения аттестата об общем среднем образовании учащиеся могут продолжить обучение в медицинском колледже города Шадринска на 2 курсе колледжа или любом другом медицинском учебном заведении. Результаты выпуска медицинского класса достаточно высоки (табл.1).

Таблица № 1. Поступление выпускников

Год выпуска

кол-во выпускников

профильный вуз

медицинский

колледж

трудоустроены по профилю

поступление по профилю

2010

20

3

14

1

90 %

2012

17

6

7

1

82 %

2014

16

7

6

-

81 %

В 2012 году семь выпускниц первого медицинского класса (табл. 2) по окончании колледжа приступили к работе в больницах Пуровского района.

Таблица № 2. Трудоустройство выпускников 2010 года

п/п

ФИО

Место работы

Должность

1

Кимнацкая

Ольга

ГБУЗ ЯНАО ЦРБ

г. Тарко-Сале

Поликлиническое отделение, медицинская сестра эндокринолога

2

Кимнацкая

Александра

ГБУЗ ЯНАО ЦРБ

г. Тарко-Сале

Медицинская сестра процедурная

3

Плитина

Светлана

ГБУЗ ЯНАО ЦРБ

г. Тарко-Сале

Операционный блок, операционная медицинская сестра

4

Магомедова

Эльвира

ГБУЗ ЯНАО ЦРБ

г. Тарко-Сале

Родильный дом, отделение патологии беременных, медицинская сестра

5

Гаджиева Зарина

ГБУЗ ЯНАО ЦРБ

г. Тарко-Сале

Хирургическое отделение, процедурная медицинская сестра

6

Тунаева Анжела

ГБУЗ ЯНАО ЦРБ

п.г.т. Уренгой

Участковая медицинская сестра в педиатрии

7

Абушова Афсана

ГБУЗ ЯНАО ЦРБ

г. Тарко-Сале

Санитарка

Новизну практики мы видим в обеспечении возможностей получения качественного образования и целенаправленной профессиональной подготовки для получения среднего общего образования и освоение программы 1 курса медицинского колледжа в стенах родной школы.

Уникальность практики:

- профессиональное самоопределение в построении образовательно-профессионального маршрута;
- индивидуальный подход;
- практикоориентированность;
- непрерывность образования;
- философия успешности.

Социально-экономический эффект от реализации практики: гарантированное трудоустройство учащихся, получивших образование при организации параллельного обучения.

Положительно решаются вопросы кадровой политики района, так как студенты после окончания колледжа приедут работать в родной город. В связи с тем, что молодые специалисты – жители города Тарко-Сале, то вопрос расселения специалистов автоматически отпадет.

Кроме того, организация на базе школы параллельного обучения не только позволяет получить одну из самых престижных и гуманных профессий в мире, но и пригодится учащимся во многих жизненных ситуациях!

Щербакова Елена Александровна, 8(34997) 6-47-75, 2-43-03, 89224612176.

Список литературы:

[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стр.4.
[2] http://tiugsha.ru/ospo/parallob.html
[3] Письмо главного врача Пуровского района Е.Г. Зуйкова от 07 ноября 2008 г. №2477.


Автор проекта:
Щербакова Елена Александровна, заместитель директора по инновационным процессам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Тарко-Сале Пуровского района
Муниципальное образование:
г. Тарко-Сале

Возврат к списку