"Кочевая школа" – реализуем стандарт, сохраняя самобытность!

С 1 сентября 2014 года по 31 сентября 2014 года в нашем ОУ реализуется образовательная практика – Кочевая школа. Данная образовательная практика была организована с целью реализации инновационного проекта «Кочевая школа-сад как условие возрождения преемственности поколений, сохранения и дальнейшего развития традиционного образа жизни и этнической культуры коренных народов Севера». Проект реализуется в масштабах образовательного учреждения. Основные образовательные результаты практики:

Позволила:

- Воспитанникам и обучающимся знакомиться с народными традициями, обычаями родителей, народными промыслами традиционным укладом жизни коренных народов.
- Родителям воспитывать детей в духе любви к природе, родному краю.
- Облегчить адаптацию к образовательному процессу в условиях школы-интерната, тем самым возрождая роль традиционного семейного воспитания и экологизировала образовательные процессы.
- Создать условия для применения новых информационных технологий и дистанционного образования.
- Создать новое поколение учебно-методических пособий на родном языке лесных ненцев и издательско-полиграфическую базу, новые образовательные технологии и др.

Увеличила:

- Рост количества школьников, вовлеченных в проектную деятельность.
- Рост количества детей, участвующих в дистанционных олимпиадах и конкурсах
- Рост численности учащихся, прошедших независимую оценку качества образования (с участием общественности).
- Число учащихся и родителей, пользующихся программой «Сетевой город. Образование».

Нахождение учащихся рядом со своими родными, которые могут постоянно контролировать процесс обучения и воспитания, а также помогать своим детям в усвоении новых знаний, положительно сказывается на результатах обучения, значительно повышая его качество.

Для реализации данного проекта в нашей школе имеется необходимые кадры, а именно педагоги МКООУ «ШИООО» д. Харампур, имеющие образование по специальности «Педагогика и методика начального общего образования» и свободно владеющие родным (ненецким) языком.

К 1 сентября в стойбище "Медвежья гора" для проведения образовательной деятельности предшкольной группы и начальной школы выехала воспитатель Пяк Светлана Кайлевна.

Проблем было много, но тем не менее стараемся их решать. У нас есть своя моторная лодка, соответствующее учебно-методическое обеспечение, посадочные места для детей и рабочий стол для учителя, с родителями был заключен договор о представлении чума для проведения учебных занятий, на помощь воспитателю Пяк Светлане Кайлевне был направлен наш работник, младший воспитатель Айваседо Сергея Олекувич, уроженец стойбища "Медвежья гора".

Особенность процесса обучения и воспитания в кочевой школе-детском саду заключается в следующем:

- Ребенок, находящийся вместе с родителями на стойбище, если он здоров физически и психически, всесторонне развивается в этих условиях. Дети с большим удовольствием помогают отцу или матери в жизненно важном деле, чем играют с ровесниками. Это охота, рыбалка, наблюдение за оленями, резьба по дереву, металлу и т.д. — для мальчиков, а для девочек — занятия с матерью или бабушкой. Занятия проводятся ежедневно, в любой последовательности.
- Дети в предшкольном и младшем школьном возрасте воспринимают одинаково и игру, и труд. Поэтому эти предметы для них не учеба. В том смысле, что они не сидят за партой и хором повторяют за учителем. Для них это – познание жизни, открытие для себя нового, интересного под воздействием любимого (мать, отец) или уважаемого человека, притом один на один.
- На этих уроках (занятиях) каждый раз меняется обстановка класса (места занятия/учебы). Поэтому на этих занятиях дети не учатся в принятом смысле этого слова, а живут обычной жизнью окружающих людей.

Таким образом, создаются максимально комфортные условия для обучения детей – представителей коренных народов Севера и ведущих кочевой образ жизни. Поэтому мы считаем, что наша образовательная практика является лучшей для районов Крайнего Севера.

В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Школа-интернат основного общего образования» д. Харампур Пуровского района обучается 89 учащихся, 80 – дети коренной национальности, из которых 46 человек проживают в интернате.

Географическая отдаленность деревни Харампур от крупных культурных центров побуждает разрабатывать и вводить новые формы образовательной деятельности, основанной на этнокультурном развитии детей коренной национальности.

В ходе разработки проекта нами были изучены различные документы и материалы, посвящённые проблемам образования на Крайнем Севере. Подробный анализ этих документов подтверждает актуальность выбранной темы и необходимость её дальнейшей разработки.

В настоящее время Крайний Север представляет собой сложную, противоречивую картину как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов среди коренного и пришлого населения, которые, в конечном счете, привели к упадку духовности нравственных устоев, ценностных ориентаций, к нарушениям этнической идентичности коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

За последние десятилетия в силу забвения национальной культуры народа появились поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории и традиций своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, традиционных видов хозяйствования, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа и деформация его сознания.

Цель образовательной практики:

Создание системы доступного и качественного начального общего образования коренных малочисленных народов Севера (кочевых образовательных учреждений) с дифференцированным обучением на родном языке, позволяющей сохранить культуру, национальные традиции, язык народа и сформировать личность с высоким творческим потенциалом.

Задачи образовательной практики:

- Совершенствовать нормативно-правовую базу развития кочевых образовательных учреждений.
- Совершенствовать материально-техническое и кадровое обеспечение системы кочевых образовательных учреждений.
- Обучать детей жизненно необходимым в условиях Севера навыкам.
- Разработать содержание предметов национально-регионального компонента с учетом этнической культуры народов Севера.
- Разработать программу языкового образования детей.
- Внедрить в учебный процесс современные технологии и дистанционное обучение.

Сущность лучшей практики.

Проект ориентирован на получение начального общего и дошкольного образования (в предшкольном классе) с марта по май в условиях кочевья и направлен на укрепление связи поколений, воспитание детей, в совершенстве владеющих родным языком, знающих традиции и культуру своего народа, способных продолжить профессию своих родителей или получить среднее образование в общеобразовательных учреждениях Пуровского района.

Организация кочевой формы обучения на базе школы - интерната позволяет организовать обучение и воспитание детей в условиях семейного, производственного кочевья народов Севера, способствует углубленному изучению родных языков в естественных жизненных условиях, вариативному выбору дальнейшей трудовой профессиональной деятельности, позволяет обучающимся знакомиться с живыми народными традициями, обычаями родителей. А привитие ценностей этнической культуры народов приведет к новому развитию коренных северян в современном историческом контексте.

Проблема сохранения традиционного уклада жизни, родного языка и экономики коренных жителей Севера стоит сегодня достаточно остро. Причиной ее является постепенный отказ молодежи жить по заветам предков, вести семейно-родовой уклад жизни, заниматься традиционными видами национального промысла. Это обусловлено тем, что детей северян-кочевников (охотников, рыбаков) на длительный период отрывают от семей и отправляют на обучение в интернаты. Получив среднее образование, подростки редко возвращаются в родные стойбища, а в концепции модернизации российского образования вопросы сохранения традиционного уклада жизни, языков и культур малочисленных народов Севера рассматриваются как взаимообусловленный фактор развития. Поэтому мы разработали систему создания кочевой школы - детского сада в стойбище "Медвежья Гора", где дети кочевников продолжают осваивать науку жизни в тундре, а родители могут не только не утратить свою самобытность, но и передать свой образ жизни, знания, умения, навыки и традиции своим детям.

В соответствии с целями и задачами кочевой школы-сада были внесены изменения в содержание предмета «Окружающий мир» для 0 (предшкольного) класса, 1-4 классов. Программу «Окружающий мир» и «природоведение» дополнили следующими разделами:

- «Уроки предков» (национальная культура, фольклор, обычаи и верования).
- «Национальные виды хозяйственной деятельности», куда входят «Основы оленеводства», «Основы охоты и рыбпромысла», «Национальное шитье» и др. Конечно, эти занятия ограничиваются по времени и не должны превышать физических и умственных возможностей детей.
- Изобразительное и прикладное искусство ненецкого народа.

Образовательная практика реализуется в 2014-2016 годы в три этапа.

На первом этапе (2014г.) основная работа была направлена на:

- Подготовку ресурсной базы: нормативно-правового, материально-технического, информационно-методического обеспечения.
- Разработку и утверждение положения о кочевом образовании, учебного плана, календарного учебного графика, программ дошкольного и начального общего образования, учебно-методических комплексов.
- Внесение в учебный план МКООУ «ШИООО» д. Харампур на 2013-2014 учебный год факультативный курс для 8-9 классов «Помощник учителя-воспитателя».
- Составление перечня необходимого учебного оборудования, расходных материалов, учебных и методических пособий, одежды, сухого пайка в соответствии с нормативами и для их дальнейшего приобретения.
- Разработку механизмов привлечения спонсорских инвестиций в школу-интернат.
- Разработку диагностического инструментария.

На втором этапе (2014-2016 гг.) предполагается непосредственная реализация комплекса мероприятий по апробации и корректировке программ дошкольного и начального общего образования; разработка методических рекомендаций по созданию программ кочевого образования, инструментов оценивания качества кочевого образования.

На третьем этапе (2016г.) предусматривается реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение полученных результатов:

- Проведение анализа качественных и количественных изменений.
- Диссеминация опыта работы в рамках открытых мероприятий, семинаров для ОУ района и округа.
- Выпуск статей, брошюр, видеофильмов, мультимедийных программ, обобщающих опыт деятельности школы-интерната по внедрению кочевого дошкольного и начального общего образования.

Нахождение учащихся рядом со своими родными, которые могут постоянно контролировать процесс обучения и воспитания, а также помогать своим детям в усвоении новых знаний, положительно сказывается на результатах обучения, значительно повышая его качество.

Данный проект реализуется за счет бюджетных средств образовательного учреждения.

На этапе реализации Кочевой школы явных проблем не возникло, так как педагоги, выехавшие на место, фактически находились у себя дома, также, как и дети. Условия были знакомыми и родными для всех участников образовательного процесса. Проведенный опрос показал, что 90% родителей остались довольны такой формой обучения их детей. Получая образование, дети находились рядом с родителями, помогали им по хозяйству, что способствовало заготовлению значительно большего числа припасов на зиму.

Кочевая и полукочевая жизнь - это уникальная цивилизация, созданная и сохраняемая народами в течение многих столетий. Она является достойным вкладом в создание необходимых условий выживания на Севере, сохранения и приумножения этнической культуры коренных малочисленных народов. Мы считаем, что восстановление традиционного уклада жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера невозможно без возрождения кочевой (этнической) школы.

Язык закладывается в детском возрасте, когда эти дети вырастут, они неизбежно задумаются о том, откуда они, какого роду, племени. Они вспомнят свое детство, и если это было заложено с любовью, то они будут интересоваться своей культурой. Неважно, кем они при этом будут – врачами, инженерами, слесарями, рыбаками или охотниками.

Список литературы:

- Инновационный проект МКООУ «ШИООО» д. Харампур «Кочевая школа-сад как условие возрождения преемственности поколений, сохранения и дальнейшего развития традиционного образа жизни и этнической культуры коренных народов Севера», д. Харампур, 2014г.
- Интернет-ссылка на информацию: www.scool-kharam.ucoz.ru

Завойскина Елизавета Николаевна, заместитель директора по образовательному процессу: тел.: 8(34997) 3-33-11.


Автор проекта:
Пихтовникова Дарья Александровна, учитель истории и обществознания МКОУ "ШИООО" д. Харампур Пуровского района
Муниципальное образование:
д. Харампур

Возврат к списку