Театр "Маска" - союз ума, добра, таланта, красоты

01.11.2000г – это начало театральной деятельности школьного объединения "Маска".

Школьному театральному коллективу впервые в 2007 Федеральным агентством по образованию было присвоено звание "Образцовый детский коллектив" (протокол № 60 от 19 февраля), а в 2012г во второй раз коллектив стал "Образцовым" (протокол №311 от 19 апреля).

Воспитанники творческого театрального объединения "Маска" с самого основания своей работы участвовали во всех конкурсах и фестивалях, рекомендуемых Департаментом образования, где систематически занимали призовые места и неоднократно Гран-при фестивалей (Районный конкурс юных дарований "Парад надежд" г. Тарко-Сале, районный конкурс театральных коллективов "Серебряная маска", районный и окружной конкурсы детей с ограниченными возможностями здоровья "Мы всё можем", конкурс – фестиваль детских школьных творческих коллективов "Все краски Ямала", окружные конкурсы театральных коллективов "Театральная мозаика" и "Ямальская рампа", 1-ый окружной фестиваль - конкурс "Пасхальная неделя" г. Салехард, Региональный этап XI всероссийского конкурса детского художественного творчества "Адрес детства-Россия" Г. Салехард, Районный фестиваль театральных коллективов "Пуровский раёк" п. Пурпе. Городской конкурс исполнителей художественного чтения г. Губкинский.

Участие за пределами ЯНАО также всегда приносили положительные результаты – получение медалей, Гран – при и I, II, III мест (Всероссийский конкурс "Первые шаги" г. Москва, Всероссийский фестиваль – конкурс "Казачок" г. Анапа, Международный конкурс "Сияние звёзд" г. Санкт – Петербург, Международный конкурс "Арт – Европа" г. Хельсинки, Международный конкурс искусств "Чистое детство" г. Нижний Новгород, Международный конкурс "Урал собирает друзей" г. Пермь. Всероссийский фестиваль детских театральных коллективов "Театральная юность России" г. Ярославль, Всероссийский (заочный и очный) открытые конкурсы научно-исследовательских и творческих работ молодёжи "Меня оценят в XXI веке" г. Москва, Международная выставка-конкурс (заочная) детского художественного творчества по мотивам легенд, преданий, сказок финно-угорских народов "Завещание предков" г. Сыктывкар, Международный фестиваль детского и юношеского творчества "Музыкальная радуга" г. Сочи, Международный детский и юношеский конкурс-фестиваль "Урал собирает друзей" г. Пермь, Международный конкурс детского и юношеского творчества "Браво, дети!" г. Миасс.

Сотрудничество с социокультурной средой: ДОУ посёлка, Молодёжным центром «"Факел" г. Губкинский, МБУ ДК "Строитель" п. Пурпе, МБОУ п. Пурпе, ДДТ г. Тарко – Сале и п. Пурпе, историко - краеведческим музеем школы "Светоч", комплексным центром социального обслуживания населения (филиал п. Пурпе); не остаётся без внимания и национально - региональный компонент воспитания: посещение музеев освоения севера г. Губкинского, выбор репертуара северной тематики, ознакомление с творчеством поэтов и писателей севера, вечера – встречи с поэтами п. Пурпе, выступления со спектаклями и концертными программами в школах- интернатах г. Тарко-Сале и д. Харампур, дети читают стихи местных поэтов Л. Лапцуя, Ю. Леонтьева, П. Явтысыя, Н. Коваль, участвуют в конкурсе г. Губкинский по художественному чтению, где обязательным является произведение северной тематики. В коллективе театра - миниатюр ставятся инсценировки авторов севера.

Особое место занимает патриотическое воспитание. Воспитанники коллектива "Маска" не остаются в стороне от политически важных мероприятий: участвуют в митингах, посвящённых Дню Победы в ВОВ, проводят мероприятия ко Дню защитника отечества, участвуют в акции "Забота": благотворительные концерты и выезд со спектаклями в школы-интернаты г. Тарко-Сале, д. Харампур, а также г. Губкинский. Коллектив является частым гостем в Центре социального обслуживания населения: своими номерами делают более интересными концерты ко Дню 8 марта, Дню семьи, Дню матери, Дню инвалида, Дню пожилого человека, ко Дню Победы, Дню инвалида.

В сфере досуга дети, подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социумов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Образовательная практика коллектива "Маска" внедрилась в образовательный процесс школы: проводятся интегрированные мероприятия с учителями – предметниками: ОБЖ, английского языка, математики, физики, химии, биологии, истории, русского языка и литературы, культура народов Ямала, музея школы "Светоч", библиотеки.

Реализация этой практики побуждает активное личностное творческое действие учащихся для реализации творческих возможностей через: вовлечение их для участия в конкурсах, фестивалях, мероприятиях школы, посёлка, района, округа, России, а также в международных конкурсах (при финансовой поддержке Администрации п. Пурпе и Департамента образования Администрации Пуровского района); организацию конкурсов и развлекательных программ внутри коллектива; участие в интегрированных уроках и мероприятиях школы;

В процессе работы рассматривается социально-культурная роль театра.

Театр и школа, театральное творчество и самовыражение и традиционно-обязательная школьная рутина - явления, казалось бы, несовместимые. Но если в школе после уроков вдруг начинает действовать театр, то жизнь школы постепенно изменяется. Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная "зона невмешательства" так необходимая для самопроверки, оценке собственного "Я". Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция. Таковым местом для самореализации является школьный театр "Маска", который способствует повышению интереса учителей, школьников и их родителей к творческой жизни школы.

Работа с трудными детьми также входит в компетенцию театра.

К педагогической технологии работы с трудными детьми и детьми с ограниченными физическими возможностями относятся:

- личностно - ориентированный подход, индивидуализация обучения удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния на занятии (ребята выполняют обязанности - работников сцены, суфлёров, звукооператоров и, незаметно для себя он вливается в коллектив и в ансамбль спектакля. Постепенное вовлечение даёт возможность ребёнку почувствовать себя востребованным, нужным, полезным);
- создание ситуаций успеха (поощрение словом);
- моделирование общения с целью недопущения конфликтных ситуаций (учить быть терпимыми к критике, развивать чувство юмора и уверенность в своих силах и способностях).

Возросший интерес к внедрению театрального искусства в систему школьного образования способствует поиску новых точек соприкосновения театра и педагогики.

В процессе педагогической деятельности (практики) чётко обозначились систематические темы занятий, основанные на принципах личностно – ориентированного обучения, за счёт чего были и достигнуты высокие результаты в конкурсах:

- анализ литературных произведений;
- коллективные и индивидуальные упражнения по технике речи и сценическому мастерству (сценическое движение, сценическая речь);
- занятия по ознакомлению и выбору репертуара;
- игровые импровизации (этюды);
- чтение и исследование текста, ознакомление с материалами об авторе;
- упражнения и тренинги, пластические этюды;
- обсуждение завершённых работ и конкурсных выступлений;
- беседы о проблемах коллектива;
- занятия по разделу Амплификация театра (история театра, искусство)
- встречи с местными поэтами;
- индивидуальные и групповые репетиции;
- творческие дискуссии;
- коллективные постановочные репетиции;
- развивающие игры.

В своей педагогической практике использую авторские разработки:

практикум по пальчиковым, подвижным, малоподвижным и словесным играм; кукольному театру; технологии изготовления бутафории и костюма из подручного материала; "лечебный театр".

Разработано и классифицировано методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Сценическая речь:

- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

- упражнения на произношение гласных звуков;

- упражнения на произношение согласных звуков;

- скороговорки и чистоговорки;

- упражнения с произношением текста и физическим действием;

- упражнения на развитие диапазона голоса;

- упражнения на развитие памяти физических действий: работа с воображаемыми предметами;

- упражнения для развития пластики тела;

- разминки, сценическое движение;

- упражнения на освобождение зажимов мышц тела.

Контроль и оценка знаний учащихся осуществляется как на занятиях, так и во внеурочное время через:

- участие в отчётных концертах школы, посёлка, района;

- участие в конкурсах и фестивалях школы, посёлка, района, региона и федерации;

- участие в мероприятиях детских садов, школ и в других городах и посёлках.

Для реализации практики используется видео -, DVD- материалы, информация Интернета.

Систематически осуществляется работа по изучению, внедрению и распространению передового опыта педагогов дополнительного образования в собственную педагогическую практику через мастер-классы и публикацию в книгах, журналах и электронных вариантах издания (2009г № 9. Дети, творчество и мы: "Мониторинг развития личности учащихся театрального объединения "Маска" и некоторые аспекты его использования в педагогической практике" г. Тарко - Сале ; 2012г 28-30 марта; материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции "Организационные формы работы с одарёнными детьми"; статья "Развитие одарённости ребёнка средствами театральной педагогики" г. Москва; участие в районном семинаре "Программно-целевое управление качеством образования в рамках деятельности опорной школы по гуманитарно-эстетическому образованию"; 2013 г. Дети, творчество и мы. "Театр лечит".

При учете данных факторов, выводов практики были сформулированы основные идеи:

1. Взаимодействие театра и школы, реализуемое путем органичного включения театральной деятельности в учебный процесс школы.

2. Включение в творческий процесс детей и учителей, формирование школьного театрального коллектива и их репертуара с учетом возрастных особенностей участников, а также содержания учебного процесса.

3. Дать возможность творческой самореализации детям и подросткам школы.

4. С помощью выездных любительских спектаклей и участия в конкурсах и фестивалях повысить эффективность социально-культурной деятельности воспитанников театрального коллектив.

5. Обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей, формирование общей культуры, организацию содержательного досуга.

В нашей школе театрализованные праздники занимают очень важное место, и, как показала практика, это нравится всем: ребятам, которые выступают, ребятам, которые являются зрителями, педагогам, которые приводят своих воспитанников на представления, родителям, которые приходят порадоваться успехам детей.

После изучения деятельности театрального коллектива "Маска" за 14 лет был спланирован проект.

Ожидаемый положительный результат:

1. Облегчение взаимопонимания между педагогами и учениками, возникновение между ними полноценной обратной связи и отдачи.

2. Повышение интереса у учащихся и учителей к творческой жизни школы и класса (творческие конкурсы между классами).

3. Объединение учащихся и взрослых (педагогов и родителей) общим коллективным делом.

На примере создания театрального коллектива "Маска" в школе № 1 п. Пурпе можно увидеть становление нового мышления и творчества в образовательной сфере. Рождается школа "культуротворческого" типа, строящая единый и целостный учебный процесс как путь ребенка в культуру. Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребенком. И если в ролевой игре, имя которой театр, целью и результатом является художественный образ, то цель школьного театра существенно иная. Она состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. Начиная эту работу, коллективу школы следует отчетливо понять возможности и место школьного театра в конкретной этой школе, с ее собственными традициями и способами организации учебного процесса.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей и подростков. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция. Театральная деятельность, в рамках которой осуществляется синтез нескольких искусств, способна дать подростку возможность глубинной, свободной самореализации.

Кроме того, работа театрального коллектива "Маска", ориентированная на внешний мир, способна повысить эффективность социально-культурной деятельности в рамках п. Пурпе, Пуровского района, ЯНАО.

Интернет ресурсы: Сайты МБОУ "СОШ №1им. Ярослава Василенко" п. Пурпе, Департамента образования Администрации Пуровского района.

Специалистами, которые могли бы при необходимости дать дополнительные консультации в отношении рассматривания практики:

Директор школы Лариса Ивановна Гноевая 8(34936 ) 38-528

Заместитель директора по ОП Ирина Викторовна Мартынцова 8(34936) 67 023

Заместитель директора по ОП Лариса Анатольевна Донцова 8(34936) 38 531

Список литературы

Алянский Ю. Азбука театра. 50 маленьких рассказов о театре. – Ленинград. "Детская литература". – 1990 г. – 159 с.
Лопухина И. 550 упражнений для развития речи. – Санкт - Петербург. "Дельта". – 2000 г. 224 с.
Колчеев Ю., Колчеева Н. театрализованные игры в школе. – М.: "Школьная пресса". 2000г.–96 с.
Тарабарина Т. И., Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: "Академия развития". – 1997г – 224 с.
Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: "Школьная пресса", 2003 г., 128 с.
Тарабарина Т. И., Ёлкина Н. В., Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: "Академия развития", 1997 г., 224 с.
Федосова Е. С., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. – М.: "Школьная пресса", 2002г., 96 с.
Федосова Е. С., Федосов Г. С. В стране гномов. – С.-Пб.: "Союз", 2002 г., 63 с.

Автор проекта:
Лизункова Тамара Викторовна, МБОУ "СОШ №1 имени Ярослава Василенко" п. Пурпе Пуровского района, педагог дополнительного образования.
Муниципальное образование:
п. Пурпе

Возврат к списку