3D-школа "Добрая Дорога Детства" три ступени к успеху!

Название педагогической практики 3D-школа «Добрая дорога детства» три ступени к успеху дала программа воспитания школьников «Город детства». Год рождения воспитательной программы и практики – 2006 год. Именно тогда появились ее основные идеи, игровой маршрут. За прошедшие годы практика наполнилась конкретным содержанием: разработками мероприятий, презентациями, видеотекой, методической копилкой. Практика успешно апробирована. Опыт работы представлен и на уровне района, и на всероссийском уровне. На уровне района опыт представлен в сборнике методических материалов «Из опыта работы школы» (г. Тарко-Сале, 2008 г.). На всероссийском уровне опыт работы по теме «Роль кино в формировании личности ребенка (из опыта организации воспитательной работы с учащимися начальных классов)» представлен на Всероссийском педагогическом форуме «Педагогический Олимп», в номинации «Роль кино в формировании личности ребенка», опубликован в сборнике материалов Всероссийского заочного форума «Педагогический Олимп», часть 5, «Общие вопросы. Теоретические разработки. Публицистика», том 2 (г. Обнинск, 2010 г.) и транслируется на сайте форума. Высоко оценивают родители учащихся воспитывающую деятельность, организуемую с детьми. Об этом свидетельствует ежегодно проводимый опрос родителей по выявлению степени удовлетворенности предоставляемыми услугами.

Практика 3D-школа «Добрая дорога добра» три лестницы к успеху – это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка в начальной, основной и средней школы. Цель практики – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Отличительные особенности (специфика) школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района создана решением учебных заведений Свердловской железной дороги в 1989 году, передана в распоряжение Пуровского районного Комитета образования 01.07.1996 г. Школа является малокомплектной. После смены управленческой команды в 2003 году в школе произошли позитивные перемены: повысилось качество образования, на новый уровень была поставлена методическая работа с кадрами, построена новая воспитательная система и система инспекционно-контрольной деятельности.

Школа превратилась в территорию добра, место, где каждый сможет найти себе занятие и развить свою личность, подняться по лестнице успеха.

Первая дорога добра – это интеллектуальное направление.

Вторая дорога добра – это творческое направление.

Третья дорога добра – спортивное направление.

Обоснование темы выбора практики

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи школы и классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно - эстетические, идейно - нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача образовательной организации.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

В нашей школе накоплен немалый опыт по работе с детьми разных категорий. А какое лекарство, пусть даже в целях профилактики, можно предложить нашим умным, талантливым, в большей массе очень хорошим детям? Мы задумались над этим вопросом при написании данной практики. Конечно, в рамках пребывания учащихся в школе мы не преобразим детское мировоззрение полностью, но зародить искру света мы обязаны и как педагоги, и как родители, и как россияне, думающие о будущем нашего народа. В школе должна проводится ежедневная работа по духовно-нравственному воспитанию.

Ласково и нежно прикоснуться к детской душе, зажечь в детских сердцах лучину добра и радости, показать нашим детям, что есть любовь в истинном ее понимании, что есть Родина, что есть мать и отец, что есть истинная культура и истинные ценности, что есть добро и зло – вот основа всей работы педагогического коллектива. На время пребывания в школе дети становятся учениками волшебной школы добра.

При разработке образовательной практики были учтены образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей.

Актуальность практики выражается в том, что она наиболее полно отражает потребности микросоциума. Использование данной практики ориентировано на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Механизм реализации практики

Механизм реализации практики основывается на совершенствовании и активизации работы всего педагогического коллектива в процессе образования, воспитания и развития учащихся.

Практика осуществляется:

- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями поселка (школы, библиотеки, ДК «Строитель»).

Формы работы:

­ Классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

­ Тренинги, занятия, курсы;

­ Конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;

­ Дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;

­ Встречи с интересными людьми, клубы по интересам.

Приоритетные направления работы

­ Интеллектуальное направление «Малая Академия наук».

­ Спортивное направление «Гармония спорта».

­ Творческое направление «Созвучие юных сердец».

Работа школы по реализации образовательной практики – это и уже сложившаяся система спортивных мероприятий, проведение комплексных дней здоровья, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.

В ходе реализации практики возникли риски, с которыми мы столкнулись (табл.1).

Таблица 1 Риски и способы их преодоления

Риски

Способы преодоления

Отсутствие опыта по успешной реализации образовательной практики

Изучен опыт и рекомендации специалистов в данной области.

Возникла ситуация нежелания некоторых педагогов принять участие в реализации образовательной практики

Проведена разъяснительная работа, проведено общее собрание педагогов

Используется фонд надбавок и доплат для работников школы.

1 направление «Малая Академия наук»

Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

- Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Виды деятельности:

- Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
- Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
- Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

- развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
- умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
- формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
- развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
- развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
- формирование профессионального мышления.

Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.

Учащиеся школы в течение последних трех лет имели возможность поучаствовать в разных интеллектуальных конкурсах: Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», Международном дистанционном проекте «Эрудит-марафон учащихся» Центра развития молодежи, игре-конкурсе «Инфознайка», открытом турнире «ПОНИ» НОУ Центра дополнительного образования «Перспектива» и БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», международном проекте videouroki.net, международной викторине по информатике для 5-11 классов «Цифровая вселенная», международной дистанционной олимпиаде по информатике, международной олимпиаде по основам наук УрФО, международном конкурсе «Кенгуру-выпускникам», всероссийском кроссворде по математике ООО «МИНОБР. ОРГ.», математическом конкурсе «Ребус» ООО «МИНОБР. ОРГ».

Анализ участия обучающихся ОУ в интеллектуальных конкурсах, конференциях, олимпиадах показывает, во-первых, стабильность проектов, поддерживаемых школой, во-вторых, массовость участия школьников в проектах, в-третьих, наличие результативности. На новый качественный уровень в ОУ вышла организация научно-технического творчества обучающихся. По итогам районного смотра-конкурса детского технического творчества учащийся 8 класса явился призером (2 место) номинация «Информационные технологии и программирование», в прошлом году было получено 3 место.

2 направление «Гармония спорта»

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

■ Формирование здорового образа жизни школьника;

■ Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

■ Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Виды деятельности:

● сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

● сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;

● сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;

● сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;

● формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

● организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Содержание физического воспитания:

- совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От - физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
- просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
- формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
- разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
- развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
- индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

3 направление «Созвучие юных сердец»

Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека.

Задачи:

- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.

Виды деятельности:

- Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
- Участие учащихся в системе дополнительного образования школы;
- Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- Художественное воспитание;
- Воспитание творческих потребностей и способностей;

Содержание творческого воспитания:

- развитие творческого восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
- развитие творческих чувств и эмоций, развитие воображения;
- творческое просвещение учащихся в области искусства, культуры;
- индивидуальное творческое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
- формирование механизма творческого самообразования;
- формирование творческих отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

В образовательном учреждении на протяжении пяти последних лет успешно действует объединение дополнительного образования «Азбука движения». На базе данного объединения создан хореографический ансамбль «Улыбка» руководитель Сары Г.Г.

Результативность участия учащихся в данном творческом направлении отражена в следующих данных об участии воспитанников в творческих конкурсах: XVIII поселковый конкурс юных дарований «Парад надежд: 1 место в номинации эстрадная хореография (ансамбль «Улыбка») и в номинации эстрадная хореография (соло)1 место в номинации эстрадная хореография, ХVIII районный конкурс юных дарований «Парад надежд» г. Тарко-Сале: лауреатом II премии в номинациях: эстрадная хореография (пары), эстрадная хореография (соло), народная хореография (соло), лауреат III премии в номинации эстрадная хореография (пары); XVIII открытый Межрегиональный конкурс эстрадного творчества: 1 лауреат III степени в номинации «Хореография» (в возрастной категории 9-12 лет); 1 дипломант конкурса (ансамбль «Улыбка»); Всероссийский открытый фестиваль самодеятельного искусства «РЖД зажигает звезды»: 1 место и 2 место Международный фестиваль творчества детей и молодежи г. Тобольск: лауреат I степени.

Использование предложенной образовательной практики позволило расширить спектр интеллектуального, художественного и спортивного творчества учащихся.

Подводя итоги, стоит сказать, что наша практика замечательно вписывается в рамки нового стандарта. И, что самое главное, создает особую атмосферу в школе, воспитывает. А обучение входит в этот процесс совершенно естественно.

Ожидаемые результаты реализации образовательной практики в следующем году:

- Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
- Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
- Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
- Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
- Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Приложение

Снимок экрана 2017-07-14 в 13.10.49.png

Снимок экрана 2017-07-14 в 13.10.39.png



Автор проекта:
Завьялова Людмила Васильевна МБОУ «СОШ № 3» п. Пурпе заместитель директора по образовательному процессу
Муниципальное образование:
п. Пурпе

Возврат к списку