3D-школа "Добрая Дорога Детства" три ступени к успеху!
Название педагогической практики 3D-школа «Добрая дорога детства» три ступени к успеху дала программа воспитания школьников «Город детства». Год рождения воспитательной программы и практики – 2006 год. Именно тогда появились ее основные идеи, игровой маршрут. За прошедшие годы практика наполнилась конкретным содержанием: разработками мероприятий, презентациями, видеотекой, методической копилкой. Практика успешно апробирована. Опыт работы представлен и на уровне района, и на всероссийском уровне. На уровне района опыт представлен в сборнике методических материалов «Из опыта работы школы» (г. Тарко-Сале, 2008 г.). На всероссийском уровне опыт работы по теме «Роль кино в формировании личности ребенка (из опыта организации воспитательной работы с учащимися начальных классов)» представлен на Всероссийском педагогическом форуме «Педагогический Олимп», в номинации «Роль кино в формировании личности ребенка», опубликован в сборнике материалов Всероссийского заочного форума «Педагогический Олимп», часть 5, «Общие вопросы. Теоретические разработки. Публицистика», том 2 (г. Обнинск, 2010 г.) и транслируется на сайте форума. Высоко оценивают родители учащихся воспитывающую деятельность, организуемую с детьми. Об этом свидетельствует ежегодно проводимый опрос родителей по выявлению степени удовлетворенности предоставляемыми услугами. Практика 3D-школа «Добрая дорога добра» три лестницы к успеху – это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка в начальной, основной и средней школы. Цель практики – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе. Отличительные особенности (специфика) школы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района создана решением учебных заведений Свердловской железной дороги в 1989 году, передана в распоряжение Пуровского районного Комитета образования 01.07.1996 г. Школа является малокомплектной. После смены управленческой команды в 2003 году в школе произошли позитивные перемены: повысилось качество образования, на новый уровень была поставлена методическая работа с кадрами, построена новая воспитательная система и система инспекционно-контрольной деятельности. Школа превратилась в территорию добра, место, где каждый сможет найти себе занятие и развить свою личность, подняться по лестнице успеха. Первая дорога добра – это интеллектуальное направление. Вторая дорога добра – это творческое направление. Третья дорога добра – спортивное направление. Обоснование темы выбора практики Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи школы и классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно - эстетические, идейно - нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача образовательной организации. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. В нашей школе накоплен немалый опыт по работе с детьми разных категорий. А какое лекарство, пусть даже в целях профилактики, можно предложить нашим умным, талантливым, в большей массе очень хорошим детям? Мы задумались над этим вопросом при написании данной практики. Конечно, в рамках пребывания учащихся в школе мы не преобразим детское мировоззрение полностью, но зародить искру света мы обязаны и как педагоги, и как родители, и как россияне, думающие о будущем нашего народа. В школе должна проводится ежедневная работа по духовно-нравственному воспитанию. Ласково и нежно прикоснуться к детской душе, зажечь в детских сердцах лучину добра и радости, показать нашим детям, что есть любовь в истинном ее понимании, что есть Родина, что есть мать и отец, что есть истинная культура и истинные ценности, что есть добро и зло – вот основа всей работы педагогического коллектива. На время пребывания в школе дети становятся учениками волшебной школы добра. При разработке образовательной практики были учтены образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей. Актуальность практики выражается в том, что она наиболее полно отражает потребности микросоциума. Использование данной практики ориентировано на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): - любящий свой народ, свой край и свою Родину;- уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Механизм реализации практики Механизм реализации практики основывается на совершенствовании и активизации работы всего педагогического коллектива в процессе образования, воспитания и развития учащихся. Практика осуществляется: - через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы); - через систему дополнительного образования; - через систему участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах; - в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время; - в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга); - через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями поселка (школы, библиотеки, ДК «Строитель»). Формы работы: Классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, Тренинги, занятия, курсы; Конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали; Дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции; Встречи с интересными людьми, клубы по интересам. Приоритетные направления работы Интеллектуальное направление «Малая Академия наук». Спортивное направление «Гармония спорта». Творческое направление «Созвучие юных сердец». Работа школы по реализации образовательной практики – это и уже сложившаяся система спортивных мероприятий, проведение комплексных дней здоровья, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах. В ходе реализации практики возникли риски, с которыми мы столкнулись (табл.1). Таблица 1 Риски и способы их преодоления
1 направление «Малая Академия наук» Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде. Задачи: - Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей; - Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития; - Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; - Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования. Виды деятельности: - Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;- Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося; - Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся; - Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся. Содержание умственного (интеллектуального) воспитания: - развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;- умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; - формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; - развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся; - развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала; - формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение. Учащиеся школы в течение последних трех лет имели возможность поучаствовать в разных интеллектуальных конкурсах: Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», Международном дистанционном проекте «Эрудит-марафон учащихся» Центра развития молодежи, игре-конкурсе «Инфознайка», открытом турнире «ПОНИ» НОУ Центра дополнительного образования «Перспектива» и БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», международном проекте videouroki.net, международной викторине по информатике для 5-11 классов «Цифровая вселенная», международной дистанционной олимпиаде по информатике, международной олимпиаде по основам наук УрФО, международном конкурсе «Кенгуру-выпускникам», всероссийском кроссворде по математике ООО «МИНОБР. ОРГ.», математическом конкурсе «Ребус» ООО «МИНОБР. ОРГ». Анализ участия обучающихся ОУ в интеллектуальных конкурсах, конференциях, олимпиадах показывает, во-первых, стабильность проектов, поддерживаемых школой, во-вторых, массовость участия школьников в проектах, в-третьих, наличие результативности. На новый качественный уровень в ОУ вышла организация научно-технического творчества обучающихся. По итогам районного смотра-конкурса детского технического творчества учащийся 8 класса явился призером (2 место) номинация «Информационные технологии и программирование», в прошлом году было получено 3 место. 2 направление «Гармония спорта» Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Задачи: ■ Формирование здорового образа жизни школьника; ■ Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; ■ Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Виды деятельности: ● сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса; ● сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками; ● сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся; ● сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися; ● формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья; ● организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом. Содержание физического воспитания: - совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От - физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;- просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; - формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; - разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства; - развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия; - индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей. 3 направление «Созвучие юных сердец» Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека. Задачи: - Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;- Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности; - Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию. Виды деятельности: - Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы; - Участие учащихся в системе дополнительного образования школы; - Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; - Художественное воспитание; - Воспитание творческих потребностей и способностей; Содержание творческого воспитания: - развитие творческого восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;- развитие творческих чувств и эмоций, развитие воображения; - творческое просвещение учащихся в области искусства, культуры; - индивидуальное творческое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся; - формирование механизма творческого самообразования; - формирование творческих отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала. В образовательном учреждении на протяжении пяти последних лет успешно действует объединение дополнительного образования «Азбука движения». На базе данного объединения создан хореографический ансамбль «Улыбка» руководитель Сары Г.Г. Результативность участия учащихся в данном творческом направлении отражена в следующих данных об участии воспитанников в творческих конкурсах: XVIII поселковый конкурс юных дарований «Парад надежд: 1 место в номинации эстрадная хореография (ансамбль «Улыбка») и в номинации эстрадная хореография (соло)1 место в номинации эстрадная хореография, ХVIII районный конкурс юных дарований «Парад надежд» г. Тарко-Сале: лауреатом II премии в номинациях: эстрадная хореография (пары), эстрадная хореография (соло), народная хореография (соло), лауреат III премии в номинации эстрадная хореография (пары); XVIII открытый Межрегиональный конкурс эстрадного творчества: 1 лауреат III степени в номинации «Хореография» (в возрастной категории 9-12 лет); 1 дипломант конкурса (ансамбль «Улыбка»); Всероссийский открытый фестиваль самодеятельного искусства «РЖД зажигает звезды»: 1 место и 2 место Международный фестиваль творчества детей и молодежи г. Тобольск: лауреат I степени. Использование предложенной образовательной практики позволило расширить спектр интеллектуального, художественного и спортивного творчества учащихся. Подводя итоги, стоит сказать, что наша практика замечательно вписывается в рамки нового стандарта. И, что самое главное, создает особую атмосферу в школе, воспитывает. А обучение входит в этот процесс совершенно естественно. Ожидаемые результаты реализации образовательной практики в следующем году: - Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности; - Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков; - Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни; - Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру; - Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала; - Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров; - Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма; - Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; - Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе. Приложение
Автор проекта: Завьялова Людмила Васильевна МБОУ «СОШ № 3» п. Пурпе заместитель директора по образовательному процессу Муниципальное образование: п. Пурпе |