Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…

Образовательная практика «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» реализуется в МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» с 2009 года.

Данная образовательная практика является частью проектов, реализуемых коллективом учащихся и учителей на муниципальном и региональном уровнях:

- школа – обладатель серебряной медали Всероссийского конкурса «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры;

- диплом II степени Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» в номинации «Выдающаяся организация в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи –2012»;

- победитель регионального этапа «Новая школа – школа гражданского становления»;

- в школе размещена памятная доска, посвященная Ярославу Василенко, выпускнику школы №1 п.Пурпе;

- школа переименована в МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко»;

- победитель муниципального этапа окружного конкурса социальных проектов «Деловая молодежь Ямала» (2012 год);

- победитель конкурса социальных грантов ООО «Газпром добыча Ноябрьск» в направлении «Патриотическое воспитание» (2014 год).

Группы организаций, позволяющие внедрять образовательную практику «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…», многочисленны. Социальными партнерами реализации образовательной практики выступают: семья Ярослава Василенко, учредитель МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п. Пурпе, Администрация МО п. Пурпе, ТРК «Луч», Храм Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», ДК «Строитель», военный комиссариат Пуровского района.

Одним из основных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное становление и жизненное самоопределение подрастающего поколения, формирование гуманистических, социально-значимых ценностей, гражданского поведения, национального, этнического самосознания.

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры, достижение внутренней гармонии и гармонии с обществом.

Российскому обществу требуются люди деловые, креативные, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью, способные не только помнить историю своего народа, но и уметь создавать достойное будущее России. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.

Существенные изменения, происходящие в стране и мире, обусловили переосмысление сущности гражданско-патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Государственные подходы в сфере гражданско-патриотического воспитания определены Законом РФ «Об образовании», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

В школе реализуется программа гражданско-патриотического воспитания.

Образовательная практика «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…», реализуемая в школе, направлена на формирование патриотических основ личности учащихся школы, способствует повышению уровня гражданственности, активной жизненной позиции учащихся школы и является продолжением всей системы гражданско-патриотического воспитания в школе.

Грантовая поддержка социальных проектов, привлечение внебюджетных средств для внедрения и реализации образовательной практики, требуют слаженной работы всех субъектов образовательной сферы и всех заинтересованных структур: управленцев, творческих педагогических кадров, активных, инициативных учащихся школы.

Из всех практик образовательная практика «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» является самой актуальной, значимой и необходимой по многим причинам.

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (Горький М.) [1]. Великой России необходимо строить достойное настоящее и будущее. Страна, которая несмотря на все внешнеполитические, экономические и социальные потрясения, смогла не только выстоять под натиском врагов, но и доказать всему человеческому сообществу, что Россия – Великая держава, страна с большим прошлым, страна великих героев и гениев: Суворова, Кутузова, Пушкина, Есенина.

«Россия большая, талантливая, у нас есть свои герои, своя великая история, свое великое искусство, есть великие музыканты и великая музыка, есть великие военачальники, воины, есть государственные деятели, которыми мы гордимся» (В.В. Путин)[2].

«Мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество нашей страны, а это не может быть не связано с попытками историю переписать, причесать ее под чьи-то геополитические интересы. А история – это наука, ее нельзя, если к ней серьезно относиться, невозможно переписать» (В.В. Путин) [3].

«Перекодировать – значит изменить культурный код, изменить у людей систему представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о должном и запретном, о благородном и низменном, о подвиге и предательстве. Многое поменять местами. Раньше чего-то стеснялись, а теперь тем же самым гордимся и выпячиваем. Был раньше грех – не будет теперь греха ни такого, никакого другого. А как тогда себя вести людям и странам? А вам объяснят как. Перекодирование общественных ценностей ⎯ это загрузка новой программы, которая позволит людьми, странами и миром управлять» (В.В. Путин) [4].

Но тем и значимее процесс включения подрастающего поколения в реализацию социально значимых проектов. Тем и важнее, чтобы дети наши знали историю своей Великой страны, воспитывались на подвигах своих героев. А героями не рождаются, героями становятся по зову сердца, своей души. В разные лихие времена герои были, есть и будут. Будь то Отечественная война 1941–1945 гг. или военные события современности, которые направлены на стабилизацию ситуации и защиту геополитических интересов России. Герои страны – это лицо народа, его моральный дух, стержень, идеал, на который равняются поколения живущих людей. Эхо Великой Отечественной войны уходит в прошлое. Стираются в памяти страшные события далеких дней. Но в современном мире тоже всегда есть место подвигу. Подвигу простых солдат, отдавших свою жизнь за Родину, ее целостность и величие. Не потому, что они хотели быть награжденными орденами и медалями, а потому, что воспитаны они были так, чтобы стать надежной опорой и защитой своей России, Ямала, поселка Пурпе.

Таким героем для школы №1 п. Пурпе является Ярослав Василенко, выполнивший свой воинский долг и ставший бессмертным в памяти каждого из нас.

Солдат Ямала. Будь ты воин Великой Отечественной войны или солдат современной России. Ты бессмертен. И Подвиг твой живет и будет жить вечно в веках. Будет жить в наших сердцах, нашей памяти.

«В применении к сегодняшнему дню можно сказать: для того, чтобы русский мир мог успешно отвечать на все более опасные вызовы глобального изменения миропорядка, а русская цивилизация распрямила свои крылья и стала расти и крепнуть, нам жизненно необходимо вернуться в колею собственной традиции, то есть своей, а не «заимствованной версии» русской истории. Иначе мы снова будем повторять свои же ошибки, падая в очередную смуту, теряя государство и позволяя растащить заработанное предками» (В.В. Путин) [5].

Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание в рамках образовательной практики «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» является первоочередным направлением в образовательно-воспитательном процессе школы № 1 имени Ярослава Василенко п.Пурпе Пуровского района.

Возникновение данной образовательной практики обусловлено необходимостью сохранения исторической памяти о событиях, героях, солдатах Ямала, защищавших свою Родину, не щадя собственных жизней.

Ямал – энергетический потенциал России. Ямал – территория, требующая специалистов высокого уровня. Истинный гражданин своей Родины, Ямала должен чтить память героев своего региона, быть верным традициям своих предков. Формирование чувства патриотизма подрастающего поколения необходимо для того, чтобы любовь к своему краю помогла достойным гражданам нашего региона, вернуться на Ямал высококвалифицированными специалистами. Быть самоотверженным, ответственным, любящим свой край. Быть готовым в трудовых буднях самореализоваться, как наши солдаты, не бояться трудностей, не терять чувство самообладания, как герои, подарившие нам мирное небо, возможность видеть яркие восходы и закаты солнца. Образовательная практика направлена на решение вопросов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Семья как ячейка общества играет такую же огромную роль в воспитании детей и формировании гражданско-патриотических основ личности. Но сложный этап в исторической действительности СССР привел к падению уровня нравственных устоев, патриотизма у молодежи 90-х годов. Воспитанная молодежь в период распада СССР не имела идеалов для подражания, не имела основ патриотического воспитания. Историческая действительность, искаженная и преподносимая в выгодном свете пророссийски настроенными группами, способствовала тому, что современные родители, которые привели детей в школу, зачастую настроены также негативно к прошлому и будущему нашей Родины. Поэтому реализация образовательной практики «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» направлен на решение комплексных проблем патриотического воспитания в школе, семье, в социуме.

Сущность образовательной практики заключается в реализации социального проекта «Солдату Ямала». Мемориальный комплекс «Солдату Ямала» установлен в школьном сквере. Мероприятия патриотической направленности школьного и поселкового уровней проводятся у мемориала. День Великой Победы, День воина-интернационалиста, День защитника Отечества, посвящение в первоклассники, Вахта памяти, торжественные линейки - далеко не полный перечень мероприятий, которые будут проведены у мемориального комплекса «Солдату Ямала».

Структура образовательной практики «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» включает в себя несколько этапов:

- создание экспозиций в школьном историко-краеведческом музее «Светоч» «От Ермака до наших дней», которые посвящены солдатам Ямала Пуровского района, поселка Пурпе;

- разработка программы по гражданско-патриотическому воспитанию;

- открытие мемориальной доски, посвященной Ярославу Василенко, погибшему при исполнении воинского долга, награжденного орденом мужества (посмертно);

- участие в муниципальном этапе конкурса социальных проектов «Деловая молодежь» (победитель);

- переименование школы в честь Ярослава Василенко;

- победитель конкурса социальных грантов ООО «Газпром добыча Ноябрьск» в направлении «Патриотическое воспитание» (2014 год) с проектом «Мемориальный комплекс «Солдату Ямала»;

- установка и торжественное открытие мемориального комплекса «Солдату Ямала»;

- проведение торжественной линейки, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

- возложение цветов в честь праздника «День Победы»;

- проведение торжественной линейки, посвященной памяти Ярослава Василенко (погиб 22 мая 2003 года);

- возложение цветов к мемориалу в честь праздника «Последний Звонок»;

- проведение торжественной линейки, посвященной Дню Памяти и скорби (22 июня);

- проведение всех школьных мероприятий патриотической направленности (постоянно).

Для реализации практики были использованы механизмы, направленные на достижение поставленных целей, разработаны этапы реализации практики, продуманы формы и методы:

- проведен анализ состояния патриотического воспитания в школе;
- проведен анализ образовательной среды, способствующей развитию патриотического воспитания в школе;
- составлен план реализации образовательной практики.
- продуман план воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- реализация программы гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 1 им. Ярослава Василенко» п. Пурпе;
- создание экспозиции в школьном историко-краеведческом музее «Светоч»;
- открытие памятной доски, посвященной Ярославу Василенко (выпускник школы, награжденный орденом мужества (посмертно));
- переименование школы в честь Ярослава Василенко;
- победа в конкурсе социальных проектов ООО «Газпром добыча Ноябрьск» в номинации «Патриотическое воспитание» (Грант в размере 500.000 рублей);
- установка мемориального комплекса «Солдату Ямала» на территории школы.

Трудностями в реализации образовательной практики оказалась недостаточность денежных средств для реализации в полной мере образовательной практики. Но благодаря поддержке Губернатора ЯНАО Д.Н. Кобылкина, Главы Пуровского района Е.В Скрябина, Администрации п. Пурпе, Генерального директора ООО «РН-Пурнефтегаз» Д.В. Минина, и, конечно же, Генерального директора ООО «Газпром добыча Ноябрьск» К.В. Степового, это стало возможным.

Основными результатами образовательной практики «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» стали:

- Создание экспозиции в школьном историко-краеведческом музее «Светоч».
- Открытие памятной доски, посвященной Ярославу Василенко (выпускник школы, награжденный орденом мужества (посмертно)).
- Переименование школы в честь Ярослава Василенко.
- Установка мемориального комплекса «Солдату Ямала» на территории школы.

В процесс реализации практики включены различные социальные группы: учащиеся школы, родители Я. Василенко, общественность, представители органов местного самоуправления, руководители организаций. Понимая необходимость и особую значимость реализации образовательной практики «Мемориальный комплекс «Солдату Ямала» для формирования гражданско-патриотических основ подрастающего поколения, всеми участниками внесен самый посильный вклад в общее дело. Воспитывая на примере мужества нашего земляка Ярослава Василенко, награжденного орденом мужества (посмертно), всем жителям поселка Пурпе предоставлена возможность отдать дань памяти и глубокого уважения всем солдатам Ямала, выполнившим свой воинский долг на благо нашей Родины.

Одним из самых важных и приоритетных направлений в воспитательной системе современной школы должно сталь формирование основ гражданско-патриотического формирования личности подрастающего поколения. Именно патриотизм и гражданственность являются основами вхождения в государственный, общественный социум, уводят молодое поколение от антисоциального поведения, способствуют передаче традиций от поколения к поколению. Поэтому необходимо создавать условия для формирования и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Образовательная практика «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» является важным направлением для реализации поставленных задач воспитания гражданина и патриота своей страны, Ямала.

Список используемой литературы:

[1]- Афоризмы, парадоксы и избранные мысли русских писателей. Выпуск 1: Максим Горький. – М.: Типо-лит. Васильева.

Используемые Интернет-ресурсы:

[2] -http://www.russianskz.info/history/
[3]- http://www.russianskz.info/history/
[4]-http://www.wisdoms.ru/125_2.html
[5] -http://www.wisdoms.ru/125_2.html

Контактные данные специалиста:
Гноевая Лариса Ивановна,
8 (34936) 38-528,
larisa72.yanao@mail.ru



Автор проекта:
Гноевая Лариса Ивановна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе Пуровского района, директор школы, учитель истории и обществознания
Муниципальное образование:
п. Пурпе

Возврат к списку