Образовательная практика к слогану «Белоснежка» - к новым открытиям через познание русской культуры и традиции»

1. Наименование практики: «Белоснежка» – к новым открытиям через познание русской культуры и традиции»

2. Описание практики

2.1. Образовательная практика реализуется в дошкольном образовательном учреждении с 2011 года с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) и организована с целью решения проблем духовно-нравственного воспитания, вовлечения родителей в образовательный процесс, что в целом способствует повышению качества дошкольного образования.

2.2. Масштаб и область практики. Образовательная практика представляет собой воспитательную систему работы с детьми как «комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (идеи, для реализации которой она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию данной идеи; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего целостность всей системы» (Л.М. Денякина).

В Законе РФ «Об образовании» (29.12.1912 года) процесс «воспитания» рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм, правил поведения в интересах семьи, общества, государства.

Исходя из основных направлений развития и образования детей дошкольного возраста, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, данная образовательная практика направлена на реализацию задач пяти образовательных областей и включена в содержание основной образовательной программы, которая обеспечивает развитие личности ребенка, способствует формированию мотивации к познанию и развитию способностей в различных видах детской деятельности.

Название образовательной практики отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Иными словами, если мы хотим, чтобы наши дети сохранили нравственные ценности, истинно любили свой народ, свою Родину, свои истоки, нам нужно еще в детстве познакомить с русской культурой, традициями и обычаями русского народа, их ремеслами и бытом, народным искусством. И не просто познакомить, а увлечь их данной идеей, сформировать мотивацию к познанию, последующему изучению и сохранению исконно русских традиций.

2.4. Сущность. Характеристика основных компонентов практики.

Сущность практики состоит в том, «что ребенок вместе со взрослым, они оба, черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успеха в развитии и саморазвитии ребенка» (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой).

Специфическими признаками образовательной практики как системы педагогической является то, что она включает в себя в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность ребенка, в качестве способа функционирования – образовательную деятельность.

Естественным требованием к содержанию духовно-нравственного воспитания дошкольников является включение в него трех компонентов: культурного, исторического и патриотического. Такое понимание сути духовно-нравственного воспитания и определило цель образовательной деятельности формирование устойчивого интереса к познанию русской культуры и традиций через создание музейной среды и организацию деятельности в системе «Я-род-народ-человечество».

Задачи:

- формирование у детей мотивации к познанию исторического и культурного прошлого русского народа, развитие творческих и познавательных способностей ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания окружающего мира;
- расширение социального опыта детей через активное вовлечение детей в обрядовые праздники, народные игры и продуктивную деятельность по ознакомлению с народно-прикладным искусством;
- формирование начальных основ сотрудничества в триаде «педагог-ребенок-родитель» в процессе игрового взаимодействия в игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей.

Образовательная практика представлена в виде трёх структурных компонентов:

Первый компонент«Я познаю мир» – включает содержательную сторону системы и состоит из разделов:

- «Я и мои ценности» – воспитание любви и уважения к семье как основной ценности, усваиваемой ребёнком с первых лет жизни, имеющей непреходящее значение для человека в любом возрасте; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); приобщение его к общечеловеческим ценностям и включение в систему социальных отношений; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- «Я и моя Родина» – воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного народа, традиций и культуры народов Крайнего Севера. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Первостепенное значение в формировании образа Мира у ребёнка и осознании себя в этом мире приобретает идея малой Родины – организация жизнедеятельности детей в пространстве родной культуры в её региональном проявлении.
- «Удивительный мир старины!» - формирование у детей общего представления о русской народной культуре. Содержание данного раздела основано на народном календаре и включает знакомство детей с устным народным творчеством, фольклором, народными играми, праздниками, обрядами. В познавательной деятельности дети получают первые представления о труде, быте русского народа, русском костюме, знакомятся с русскими ремеслами, декоративным искусством. Кроме того, дети пробуют себя в области народного пения и танца, прикладного искусства, что способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка.

Годовой народный календарь – вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает построить работу с детьми по естественному циклу, например: осень – осенние праздники, капустные посиделки; за ней зима – Святки, Рождество, Новый год – зимние традиции и обряды; Масленица – проводы зимы и лета с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.
При отборе содержания учитывались важные аспекты социокультурной среды: изменение окружающей действительности происходит быстрыми темпами, дети получают много информации из самых разных источников. У детей становится все меньше времени для освоения нового опыта, интернет, телевидение формируют определенные образцы поведения. В связи с этим необходимо сформировать у ребенка понимание важных (основных) и неважных (второстепенных) составляющих нового опыта.
С этой точки зрения возрастает роль и формируется первостепенное значение нравственной, моральной составляющей детского развития.

Второй компонент системы – «Играю, значит живу интересно» – составляет деятельностную основу системы и состоит из разделов:

Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Игровая деятельность пронизывает все разделы образовательной системы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства. Народные игры, режиссерские и сюжетно-ролевые игры с элементами и атрибутами русского народного быта являются неотъемлемой частью практики как деятельности, решая задачи приобретения ребенком социального опыта и культурных практик – игры, познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативного общения.

Проектная деятельность. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательской деятельности. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Досуговая деятельность. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимает проведение народных праздников и развлечений, таких как: «Рождество Христово», «К нам пришла Коляда»; «Пасха», «Здравствуй, Масленица». Кроме этого, в дошкольном учреждении организуются выставки детских рисунков и совместных с родителями поделок, с детьми изучаются песни, прибаутки, потешки, проводятся беседы по рассказам, иллюстрациям художников, содержащих духовное наследие народа и священнослужителей, дети играют в русские народные и хороводные игры. Особую духовно-нравственную направленность несут экскурсии и целевые прогулки. Во время экскурсии в краеведческий музей дети знакомятся с историей нашего края, предметами старины. Определенный багаж знаний о родном крае, городе, быте и культуре коренных жителей Ямала дети получают на различных мероприятиях: «День поэзии писателей Ямала», «День оленевода», «Вороний день» и другие.

Вся работа по данному направлению осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, поддержки и взаимопомощи. Для родителей в каждой группе оформлены папки -передвижки, из которых родители получают информацию о русских народных праздниках, традициях их празднования, практические материалы по организации русских народных игр. Родители принимают активное участие в праздниках, развлечениях, выставках.

Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями Стандарта, считаем главной целью создание условий для развития каждого ребенка. Учитывая, что источником развития является реальная самостоятельность ребенка, в учреждении созданы условия для того, чтобы каждый ребенок осознал себя в качестве субъекта своей самостоятельной деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт. С этой целью в группах созданы центры творчества, включающие образцы народно-прикладного искусства, демонстрационный материал для ознакомления с бытом старины, народными костюмами. Педагогами активно внедряется музейная педагогика: в учреждении имеется мини-музей «Русская изба», включающий элементы народного быта, образцы народных промыслов. В старших и подготовительных к школе группах оборудованы мини-музеи «Русская народная кукла».

Третий компонент: «Вместе весело шагать» – составляет форму организации всего воспитательного процесса. Основывается на технологии развития навыков сотрудничества у старших дошкольников (по Л.С. Римашевской). Технология сотрудничества решает следующие задачи:

1. Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения.

2. Расширение и обобщение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне.

3. Овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности, регуляции для достижения общего результата.

2.5. Механизмы практической реализации практики.

Основным механизмом реализации практики является взаимодействие детей и взрослых в совместной творческой, познавательной и практической деятельности в процессе работы над конкретной темой. В центре организации процесса взаимодействия стоит значимая календарная дата, которой посвящен проект (групповой, либо индивидуальный). Причем, событие инициируется самими детьми (конкретно или коллективом), заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении данной задачи. Исходя из запросов, интересов и потребностей детей, разрабатывается тематическое планирование деятельности, основанное на календарном принципе построения тематических недель и проектов.

Механизм можно представить в виде этапов работы над проектом, либо отдельной темой, в основе которых лежит модель «трех вопросов»:

- Что мы знаем? (опора на приобретенный социальный опыт ребенка);

- Что хотим узнать нового и для чего? (в основе деятельности ребенка лежит смысл);

- Как будем узнавать? (культурные практики (игра, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, художественная литература и другие), средства и методы познания определяются взрослым с учетом интересов и потребностей детей).

Заключительным этапом механизма является демонстрация достижений и результатов детей. В виде итоговых мероприятий: обрядовых праздников, конкурсов народной и фольклорной песни, поэзии, выставок изделий народно-прикладного искусства.

3. Основные этапы по реализации практики

Подготовительный этап. Июнь 2011 – август 2011 г. (определение концептуальных ориентиров развития учреждения, миссии учреждения и стратегии образовательной деятельности, разработка и утверждение Программы развития ДОУ, разработка Образовательной программы, включение в вариативную часть парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А. Князева, М.Д. Маханева,. Создание условий для реализации образовательной программы: методическое обеспечение программы, разработка планирования (прил. 1), серии занятий, создание специально оборудованной среды, изучение музейной педагогики (прил. 2).

Практический этап. Сентябрь 2011 – январь 2014 г. (апробация концептуальной модели развития ДОУ, реализация парциальной программы через организацию проектной деятельности, определение наиболее значимых и эффективных мероприятий. Создание банка методических материалов образовательной практики. Мониторинг эффективности проводимой работы, корректировка плана.

Формирующий этап. Январь 2014 – май 2014 г. (внесение коррективов в организацию образовательного процесса с учетом требований ФГОС ДО).

Итогово-обобщающий этап. Сентябрь 2014 – декабрь 2015 г. (анализ проделанной работы, обобщение положительного опыта реализации практики, оформление и публикация результатов на официальном Интернет-сайте учреждения. Определение трудностей, противоречий в реализации данной практики. Определение дальнейших перспектив образовательной деятельности в образовательной программе, разработанной в соответствии с ФГОС ДО.

4. Основные трудности и барьеры, возникшие в процессе реализации практики

Отдаленность поселка от больших городов, культурных центров вызывает определенные трудности для реализации практики, которая предполагает непосредственное ознакомление детей с произведениями русской старины, произведениями русской народной культуры, русского искусства. Строя работу с детьми, мы исходим из того, что русское искусство должно быть широко включено в быт и деятельность детей, с этой целью созданы мини-музей, центры творчества. Для преодоления данного барьера проводится большая разъяснительная работа с родителями о значимости посещения с детьми исторических и краеведческих музеев, театров, выставок, концертов в летнее время.

5. Основные результаты реализации практики

За годы деятельности в направлении духовно-нравственного воспитания достигнуты положительные результаты, которые выражаются в положительной динамике развития познавательного интереса у детей к истории своей страны, русской культуре, ее традициям. Дети активно участвуют в конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, передают свои знания и опыт младшим дошкольникам. Наиболее значимыми конкурсами стали: «Мир во всем мире», «Гренадеры, вперед!», «Герои Отечества – наши земляки», «Подарок моей Родине», «Мир моей семьи».

Знакомясь с народным календарем, по своей сути крестьянским, земледельческим, наблюдая за природой и бытом, трудовой деятельностью, дети приобрели первый социальный опыт бережного обращения с природой, не только познакомились с обычаями русского народа, но и с произведениями устного народного творчества, значительно расширили словарный запас. Дети широко используют произведения устного народного творчества: считалочки, поговорки, загадки, народные игры и песни в самостоятельной игровой деятельности.

Повысилась общая культура педагогов, расширился кругозор, возрос интерес к познанию народной культуры, истории своей страны. Опыт работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию получил положительную оценку на окружных конкурсах профессионального мастерства: 2011 год – Аттекова А.Т., лауреат окружного конкурса «Моя прекрасная няня»; 2014 год – Андронова О.А., лауреат окружного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года – 2014».

Вовлечение родителей в совместную с детьми познавательную и творческую деятельность способствовало повышению интереса родителей к вопросам воспитания и обучения детей в семье в духе гражданственности и патриотизма, об этом свидетельствует активное участие родителей во всех мероприятиях детского сада. Результатом взаимодействия ДОУ с родителями является удовлетворенность родителей воспитанников деятельностью детского сада и составляет 96 %.

Полученные результаты по формированию умений, навыков, уровень воспитанности выпускников ЦРР свидетельствуют о положительном влиянии действующей системы работы на процесс воспитания дошкольников (прил. 3).

6. Выводы и предложения, перспектива ее дальнейшего совершенствования

В целях совершенствования работы предполагается организовать более широкое сетевое взаимодействие со школой, социальными институтами поселка (библиотекой, домом детского творчества, школой искусств, музеем) по реализации совместных социальных и творческих проектов. Как результат – проведение массовых народных гуляний, ярмарок в рамках открытого пространства поселка, привлечение внимания к данной проблеме со стороны общественности, и как итоговый результат – повышение нравственной и духовной культуры жителей поселка, родителей как основного примера нравственности для детей.

С материалами образовательной практики можно познакомиться на Интернет-сайте учреждения: http://crrbelosnegka.ucoz.ru.

Дополнительная информация по тел: 8 (34936) 32-43-2, Андреева Галина Александровна, заместитель заведующего по ВМР

7. Список используемой литературы:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 год.

2. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей». М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997.

3. Николаева С.Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту». СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 год.

4. Тихонова М.В., Смирнова Н.С «Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». СПб: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 год.


Автор проекта:
Творческий коллектив МБДОУ «ЦРР – д/с «Белоснежка»
Муниципальное образование:
п. Пурпе

Возврат к списку