Кадетский класс как одна из форм патриотического воспитания

В современном обществе при обострении негативных проблем в подростковой среде особенное значение приобретает патриотическое воспитание учащихся. Содержание и характер патриотического воспитания обуславливается объективными требованиями социально значимой деятельности.

Особую значимость приобретает формирование духовно-патриотических ценностей во всем многообразии их конкретных форм и методов. Опыт подтверждает, в современной системе этой работы более активно должны применяться принципы личностно-ориентировочного и практико-ориентировочного воспитания, целостности формирования личности, единства обучения и воспитания молодежи.

В Пуровском районе ЯНАО ведется большая работа в направлении военно-патриотического воспитания. Значимая веха в улучшении военно-патриотического воспитания подрастающего поколения – создание специализированных классов военной подготовки, в основу обучения которых заложены традиции кадетских корпусов. Первый такой класс – «Патриот» был организован в октябре 1999 года на базе Тарко-Салинской средней школы №2.

На начальном этапе целью создания этих классов была и апробация целесообразности военно-профессиональной ориентации учащихся, обновление и расширение содержания патриотического, нравственно-духовного воспитания и добровольной подготовки ребят к службе в армии. Значимость этой инициативы для развития системы образования автономного округа состояла и в том, чтобы адаптировать ребёнка к непростым условиям Крайнего Севера, создать предпосылки для профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной школы. В соответствии с постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июня 2002 года № 745 «О патриотическом воспитании граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» и в целях сохранения, приумножения лучших традиций Отечества по военно-патриотическому, нравственному и духовному воспитанию, профессиональной ориентации молодёжи и была активно развёрнута работа по созданию на базе образовательных учреждений специализированных кадетских классов военной подготовки, которая стала на Ямале одной из наиболее эффективных, интегрированных молодёжных форм воспитания патриота и гражданина.

Главными задачами обучения в классах оборонно-спортивного профиля являются:

- подготовка молодежи допризывного возраста к военной службе;

- воспитание в каждом кадете чувства собственного достоинства и независимости, умения мыслить смело и свободно, развитие инициативы, организаторских и творческих способностей;

- получение дополнительного образования и приобретение качеств необходимых для успешного продвижения в жизни, поступления в высшие учебные заведения;

- физическое и спортивное совершенствование личности через развитие прикладных видов спорта;

- изучение физических, медицинских, социальных и психологических проблем различных сторон жизнедеятельности человека в экстремальных ситуациях.

Учебно-воспитательная работа в классах ведётся в соответствии с разработанными и утверждёнными нормативными документами образовательного процесса. В дополнение к обязательным предметам имеются дисциплины, направленные на реализацию интересов развития возможностей личности, обеспечивающих физическую, духовную и военную подготовку несовершеннолетних. Учебный план занятий в этом классе очень насыщен, помимо общеобразовательных дисциплин в него включены: строевая и огневая подготовка, изучение армейских уставов, история Вооруженных Сил РФ, тактика и боевая деятельность вооруженных сил, история пограничных войск, парашютно-десантная подготовка, плавание, автодело, военно-медицинская подготовка, курс обучения навыкам действий в экстремальных условиях, а также этикет, бальные танцы. Физическое совершенствование кадетов происходит через физкультуру и военно-прикладные виды спорта. Системный мониторинг, контроль психологического и физического состояния учащихся оборонно-спортивного классов ведут психологи и медицинские работники. В итоге ко второй основной группе здоровья отнесены – 93 % обучающихся в кадетских классах ребят. В классах создан благоприятный психологический климат, у учащихся сформирована патриотическая и гражданская направленность деятельности, высокая степень социализации и общественной активности, что подтверждается результатами психологических диагностик и анкетирования.

В настоящее время в школе работает два класса оборонно-спортивного профиля: «ПАТРИОТ» и «ВИТЯЗЬ».

При посвящении в кадеты каждый юноша дает Торжественное обещание на верность Пуровскому району у знамени РФ и у флага Пуровского района. Есть у класса и своя символика. Все кадеты носят форму военного образца. Коллективно разработан шеврон специализированного класса военной подготовки. В знаменную группу назначаются отличившиеся кадеты.

В целях реализации учебного процесса по военной подготовке Управление молодежной политики и туризма совместно с Департаментом образования Администрации Пуровского района обеспечивает прохождение учебно-тренировочных военно-полевых сборов после первого года обучения.

Эффективность работы подтверждается результативным участием учащихся в смотрах, конкурсах, соревнованиях различного уровня:

- районные соревнования «Школа мужества»: с 2004 года команда «Виктория» в числе победителей и призеров;

- районные соревнования по военно-прикладным видам спорта «Во славу Отечества»: с 2004 года команда школы в числе победителей и призеров;

- открытое первенство Ямало-Ненецкого автономного округа по военно-прикладным видам спорта «Патриот»: с 2006 года команда школы в числе победителей и призеров;

- VIII Всероссийский сбор воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации, 2011 год – победители;

- Всероссийский смотр-конкурс строя и песни «Марш победителей», 2011 год – победители;

- Всероссийская военно-спортивная игра кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации, 2013 год – призеры.

Учащиеся достигают больших успехов и в личных первенствах.

Опыт работы по патриотическому воспитанию был представлен в рамках выездного заседания Комитета Законодательного собрания ЯНАО и Комитета Тюменской областной Думы по социальной политике на тему «О реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания» в 2013 году, на встрече с представителями Департамента молодежной политики и туризма ЯНАО по вопросам патриотического воспитания в 2014 году.

Итогом целенаправленной системной работы является результативность поступления выпускников классов оборонно-спортивного профиля в высшие учебные заведения: 39 % – поступают в гражданские высшие и средне-специальные учебные заведения; 23 % – в профильные ВУЗы (МЧС, МВД); 30 % с желанием проходят службу в рядах ВС РФ.

Список литературы:

  1. В.И. Степанченко. Парламентские слушания в комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. - М.: Издание Совета, 2004

Автор проекта:
Фесенко Е.В., заместитель директора по образовательному процессу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко-Сале Пуровского района
Муниципальное образование:
г. Тарко-Сале

Возврат к списку