Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Система работы педагогов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Тарко-Сале по результатам мониторинга оценки готовности первоклассников к обучению в школе (на примере развития мотивационной сферы)

  • 16 ноября 2017 года

    Мониторинг оценки готовности первоклассников к обучению в школе позволяет увидеть объективную картину готовности ребенка к школе, выявить затруднения на этапе адаптации, но не предлагает определенных форм для работы педагогического коллектива по ликвидации пробелов в познавательной или индивидуально-личностной сферах, не показывает конкретные приемы работы
    с родителями. Это должен сделать коллектив педагогов, включив в работу всех участников образовательной деятельности. В МБОУ "СОШ № 1" г. Тарко-Сале такая работа состоит из четырех этапов: аналитический (октябрь), коррекционный (ноябрь-апрель), предупредительный (весь учебный год), итоговый (май-июнь).

    На аналитическом этапе учителя, работающие в первых классах, изучают графические формы учащихся, выявляют обучающихся, имеющих проблемы или трудности в структурных компонентах развития ребенка, на основе "базы данных" составляют реестр затруднений, определяют направления и формы работы с данной категорией детей. С этими учащимися проводится внутренняя диагностическая работа на предмет углубленного изучения той сферы, где результаты оказались низкими. Такая работа позволяет разработать план коррекции и отследить динамику развития. В рамках заседания методического объединения разрабатывается план информационной, консультативной и коррекционной помощи детям, родителям и педагогам.

    На этапе коррекционной деятельности в рамках родительских собраний педагоги знакомят родителей с результатами мониторингового исследования (на примере графической формы класса дается интерпретация результатов). Во время индивидуальных консультаций с родителями педагог не только концентрирует внимание на проблемы, но и предлагает пути решения, распределяет роли: что и за какой срок делает родитель, педагог, психолог, проговариваются правила совместной работы, определяет предполагаемый результат педагогического воздействия.

    Выявив учащихся, которым необходима помощь, педагог-психолог формирует группы детей со схожими проблемами и включает их в коррекционную деятельность.

    На примере одного показателя (Слайд № 7 Мотивация) представлена работа педагогического коллектива по развитию мотивационной сферы первоклассников. Учитель не разрушает ранее сложившихся установок, а укрепляет и поддерживает внешние мотивы, создает условия для формирования новых, корректирует дефектные мотивационные установки. В помощь коллегам педагоги-психологи расписали методические правила, которым должен следовать учитель при проведении уроков. На слайде можно познакомиться с приемами работы учителя над развитием учебной мотивации. При посещении уроков администрация школы обязательно отслеживает работу педагогов по рекомендуемым направлениям.

    По итогам прошлого учебного года выявлено 10 % первоклассников с низкой мотивацией. По окончанию коррекционной работы проведена промежуточная диагностика, которая показала, что у 6 % учащихся внешние мотивы перешли в категорию внутренних, у 3 % - в категорию социальных мотивов, у 1 % (ребенок с ОВЗ) - не изменились. Сделан вывод о положительной динамике развития мотивационной сферы, продолжена работа с 4 % учащихся.

    Предупредительный этап работы представляет собой работу, направленную на предупреждение ошибок в будущем году. Здесь реализуется программа преемственности между ступенями начального и дошкольного общего образования. В школе уже стало традицией в рамках программы по преемственности между учреждениями образовательных организаций в ноябре каждого учебного года проводить практико-ориентированные семинары с приглашением педагогов из дошкольных учреждений. На основе анализа результатов диагностической работы определяется и тема семинара. В 2014 г дети показали низкие результаты методики "Образец и правило". В рамках семинара "Развитие регулятивных учебных действий на уроках в 1-х классах" учителя показали, как организовать контроль и самоконтроль учебных действий; как преобразовать практическую задачу в познавательную; как научить ребенка рефлексировать собственную деятельность. В 2016 г. первоклассники продемонстрировали заниженные результаты мотивационной сферы. В план семинара был включен психологический тренинг по отработке приемов, направленных на развитие внутренних мотивов. Педагоги в роли дошкольников анализировали коррекционные сказки, сжигали страхи, рисовали свою "мечту". А маленькие гости – дошкольники посоревновались с первоклассниками в шашечном турнире. Учителя начальных классов так же являются частыми гостями дошкольных организаций, по просьбам коллег проводят мастер-классы по обучению грамоте, развитию речи, делятся методическими находками.

    Так в 2015 г. выпускники детских садов показали невысокие результаты познавательной деятельности. В рамках семинара "Развитие когнитивной сферы средствами внеурочной деятельности", учителя начальных классов представили опыт работы по системе интенсивного интеллектуального развития "СИРС". Где учащиеся 1-х классов сравнивали, классифицировали, запоминали и делали умозаключение с помощью ИКТ технологий. Работа в этом направлении дает хорошие результаты в развитии учебно-познавательных мотивов, курс пользуется спросом, что позволяет каждый год набирать новые группы из числа первоклассников.

    Программа преемственности включает подпрограмму "Добрые дела". Пятиклассники под руководством педагогов организовали шефскую работу в соседнем детском саду. Подростки наряду с организацией досуга, проводят прогулки, графические диктанты, читают книги, инсценируют сказки. Старый опыт вожатского движения тоже имеет свое положительное воздействие на развитие коммуникативных и произвольных качеств будущих первоклассников.

    Объем работы по ликвидации пробелов может быть уменьшен, если ошибки предыдущих лет будут учтены и предупреждены. С целью выявления проблем и слабых мест в развитии ребенка, интеллектуальной и мотивационной готовности ребенка к обучению, в школе функционирует адаптационная школа "Малышок", где реализуется программа "Скоро в школу". Цель программы: психологическая и мотивационная подготовка ребенка к школе, ранняя адаптация к новым условиям. На протяжении многих лет ученики адаптационной школы показывают более высокие результаты по итогам мониторингового исследования.

    Для того, чтобы расширить рамки возможностей по подготовке детей к школе, творческая группа учителей начальной школы разработала учебное пособие (тетрадь дидактических заданий), в котором собраны упражнения на развитие мотивационной и произвольной сферы, когнитивных способностей и мелкой моторики. На страницах тетради расположен диагностический материал, который позволяет на ранних стадиях определить уровень сформированности эмоционально-волевой сферы, отдельных индивидуально-личностных качеств будущих первоклассников. Отличительной особенностью данного пособия является то, что занятия объединены общей сюжетной линией – путешествие с героями "Лесной школы" (для этой цели используется анализ коррекционных сказок М. Панфиловой "Лесная школа"); каждое занятие состоит из заданий четырех курсов, реализуемых адаптационной школой "Малышок"; на страницах данного пособия отображена система самооценки "Оцени себя сам", используемая в учебно-методическом комплекте "Школа России". Содержание учебного пособия соответствует требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям старших дошкольников и не противоречит ФГОС ДО. Программа адаптационной школы и сама тетрадь уже были представлены на экспертизу доценту кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ШГПИ Н.Л.Лихачевой. Профессор дала положительную оценку нашему продукту и рекомендации к использованию пособия в практике. Опыт работы по данному сборнику был представлен на муниципальном конкурсе инновационных проектов
    в 2017 г.

    С целью целенаправленной работы с родителями педагоги, работающие в школе "Малышок" ведут учительский блог, где имеют возможность более раннего знакомства с родителями, на форуме обсуждаются проблемы воспитания дошкольников, даются рекомендации по подготовке к занятиям, рассматриваются вопросы готовности
    к обучению, предлагаются полезные ссылки для развития и обучения. Этот вид деятельности позволяет родителям вовремя получить консультативную помощь и, как правило, избежать проблем, связанных с будущим обучением в первом классе.

    Последний этап (заключительный) включает подведение итогов, трансляцию опыта, издание приказов, планирование мероприятий внутришкольного контроля на будущий учебный год.

    Обобщив опыт по данной теме, в школе определены дальнейшие шаги, позволяющие повысить качество образования:

    - увеличение охвата учащихся платными услугами по программам "СИРС", "Скоро
    в школу";

    - ведение работы по повышению мотивации родителей (законных представителей) учащихся, показавших низкие результаты готовности к обучению, привлечение
    их к сотрудничеству;

    - поиск новых форм и приемов коррекционного воздействия на детей
    с ОВЗ;

    - корректировка направлений работы с первоклассниками в зависимости от проблемных зон, выявленных в каждом новом наборе.

    Елена Николаевна Потапова, заместитель директора по образовательному процессу
    в начальной школе, МБОУ "СОШ № 1" г. Тарко-Сале Пуровского района

    Презентация




Возврат к списку

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.