Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Итоги мониторингового исследования готовности первоклассников 
к обучению в школе

  • 30 декабря 2015 года

    В рамках окружной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы" во всех школах Пуровского района в начале 2015-2016 учебного года было проведено мониторинговое исследование готовности первоклассников к обучению в школе (далее – исследование).

    Организация и проведение исследования в образовательных учреждениях осуществлялись МКУ ЯНАО "Центр оценки качества образования".

    Для исследования использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

    В Пуровском районе в исследовании приняли участие 806 обучающихся первых классов, 800 родителей, 38 учителей начальных классов из 16 школ района.

    Обследование готовности проводилось на основе четырёх методик: "Рисунок человека", "Графический диктант", "Образец и правило", "Первая буква".
    Социально-педагогический контекст проводимого эксперимента отслеживался с помощью специально разработанных анкет.

    Объединенный анализ результатов выполнения по всем методикам показал,
    что в целом по результатам: 56,5 % детей, показавших средний и высокий уровень по всем методикам, в основном, готовы к обучению в школе; самые высокие баллы за выполнение всех четырех методик одновременно получили 1,4 % первоклассников; могут испытывать определенные трудности в обучении, показав низкий уровень хотя бы по одной методике, 43,5 % учащихся.

    По результатам опроса учителей и родителей из всех обследованных первоклассников в начале 2015-2016 учебного года: 74,8 % (учителя), 88,6 % (родители) обследованных первоклассников имели средний и высокий общий уровень готовности к обучению в школе, учителя на 17,3 % больше учащихся отнесли к низкому уровню готовности, чем родители. Сравнение представленных данных показывает, что у учителей и родителей существуют расхождения в оценках достаточности уровня дошкольной подготовки ребенка к тому, чтобы успешно учиться в школе.

    В ходе изучения желания первоклассников учиться и посещать школу по результатам опроса родителей, при поступлении в школу 89,4 % первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу 73,9 % детей, 23 % детей идут в школу без особого желания, но спокойно. Небольшое число детей (1,6 %) демонстрируют различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу.

    Изучение особенностей коммуникативности первоклассников дало следующие результаты: 89,3 % детей не испытывают трудностей при общении со сверстниками; 89,2 % - хорошо или очень хорошо общаются с учителем, 86,1% - со взрослыми; около 2 % - испытывают большие трудности в общении.

    При исследовании особенностей поведения первоклассников выявлено, что 67,5 % детей могут управлять своим поведением, 1,2 % - плохо управляют своим поведением, 77,8 % детей хорошо осваиваются в новой обстановке, 1,4 % обучающихся - требуется поддержка при адаптации к новой ситуации, 69,3 % первоклассников могут организовывать дома учебную деятельность, плохо справляются с этим – 1,9 % учащихся, 32,6 % - детей часто тревожатся, 44,5 % - боятся сделать ошибку, 7,6 % - детей плачут в школе.

    По результатам опроса родителей большинство первоклассников ходили в детский сад. До поступления в школу не посещали детский сад – 7,6 %; посещали менее года – 2,7 %; 1-2 года – 3,8 %; 2-3 года – 11,7 %; 3 года и более – 73 %.

    Таким образом, совокупность предложенных в мониторинге показателей позволила провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребёнка
    в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса, использование результатов которого позволит правильно выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.




Возврат к списку

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.