Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Публикации

  • Публикации 19 февраля 2011 года

    Педагогические ориентиры развития школы-гимназии на основе программно-целевого метода / А. А. Жупина // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 3 (67). – С. 164-169.

    Актуальность выбранной идеи, по которой осуществляется развитие Пуровской школы-гимназии, обусловлена социальными изменениями, происходящими в обществе, требующими изменений во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в образовании. Приоритетным направлением современной школы является усиление внимания к школьнику как субъекту и как уникуму, неповторимость которого предстает как цель сохранения личностного начала в каждом. Это обстоятельство требует нового подхода к воспитанию и обучению личности, поиска решений, способствующих обновлению образования, предназначенного для формирования личности, способной адаптироваться в условиях рыночных отношений, творчески преобразовывать окружающий мир и самореализоваться в этом мире.

    Результатом обучения в школе должны стать освоение учащимися программ, овладение основами профессии, удовлетворение потребностей в получении дополнительного образования, укрепление здоровья детей и — основная цель деятельности школы — создание условий для становления физически здоровой, интеллектуально развитой, воспитанной, грамотной личности, приспособленной к социально-экономической ситуации. Условием осуществления этой цели является реализация программно-целевого подхода в развитии школы нового типа, школы-гимназии, миссия которой в максимальном учете факторов, определяющих ее жизнедеятельность.

    Потребности общества и сложившаяся экономическая и социальная ситуации подвигли нас к разработке программы развития и концепции школы-гимназии Пуровского района.

    Исходя из актуальности, мы выдвигаем гипотезу, согласно которой образование конкурентоспособной, самодостаточной личности будет проходить более успешно в следующих условиях:

    — если функционирование и развитие школы-гимназии сосредоточены на адапативно-развивающей функции образования;

    — методическая служба, как важнейшая составляющая структуры школы-гимназии, ориентирована на востребование потенциальных возможностей личности учителя и ученика;

    — обновление содержания образования ориентировано на обеспечение развития способностей и творческого потенциала каждого ученика;

    — наряду с традиционными формами и методами обучения и воспитания учащихся широко используются инновационные образовательные технологии, способствующие развитию творческой, самодостаточной личности ученика;

    — мониторинг результатов внедрения изменений школы-гимназии предстает как систематическое, научно-обоснованное, планово-деятельностное, прогностическое слежение за состоянием образовательного процесса с целью своевременных корректив в интересах личности ученика.

    Основанием для построения концепции развития школы-гимназии является государственный заказ: Закон РФ «Об образовании»; Государственный стандарт в?виде учебных планов, программ, учебников, пособий, инструкций, приказов Министерства образования и науки РФ, органов управления; социальный заказ: потребности и ожидания общества; ожидания субъектов образования; личностный заказ: потребности в самореализации личности.

    Цели инновационной деятельности школы-гимназии нами определены следующим образом:

    1.Осуществление деятельности по модернизации структурно-функциональной модели школы-гимназии: методической службы, ориентированной на развитие творческой личности ученика, способной адаптироваться в изменяющихся условиях социума.

    2. Качественная и оптимальная, эффективная реализация образовательных услуг с учетом личностного и профессионального самоопределения школьника.

    3. Забота о здоровье учащихся через создание здоровьесберегающей среды и внедрение технологий здоровьесбережения в образовательный процесс школы- гимназии.

    4. Осуществление системы взаимодействия и сотрудничества с семьей и общественными структурами города.

    Проблемный анализ деятельности нашей школы-гимназии позволил уточнить проблемное поле работы школы, выявить и обосновать приоритеты и направления этой работы в инновационном режиме развития, разработать план мероприятий по реализации направлений работы согласно выявленным проблемам, определить направления деятельности по модернизации работы, которые включают:

    1. Формирование творческой личности каждого учащегося.

    2. Корректировку и разработку новых программ, усиленных дополнительным образованием, спецкурсами, новыми курсами, учебными пособиями, которые будут способствовать формированию адаптивных возможностей личностного развития учащихся и функционированию работы школы в новом режиме.

    3. Внедрение новых педагогических технологий и моделей обучения.

    4. Обновление содержания воспитания личности за счет альтернативных программ организации внеурочной и внеклассной воспитательной деятельности.

    5. Содействие личностному становлению учащихся, избрание ими профиля специализации путем адаптации и присвоения компетентности.

    6. Диагностику и прогнозирование развития личности учащихся за счет систематического слежения за состоянием развития процессов личностного становления учащихся в целях своевременного устранения негативных явлений и усиления позитивных мероприятий деятельности.

    7. Управление содержательными, технологическими процессами школы, практическую апробацию и коррекцию управления реализацией проекта развивающей школы-гимназии.

    С учетом этих направлений определяется модель школы-гимназии с учетом социального заказа, которая должна удовлетворить требования и социальный заказ:

    • государства — о создании условий для развития свободной, мыслящей, социально-адаптивной личности, получившей среднее образование и обладающей гражданской ответственностью;

    • макросоциума — о выпуске из школы воспитанной личности, считающейся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшей в себя систему общечеловеческих ценностей;

    • микросоциума — о школе, основанной на порядке, дисциплине, разумной требовательности к детям, отвечающей санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям, в которой ребенку обеспечивается физический и душевный комфорт;

    • родителей — об обеспечении подготовки детей к поступлению в средние и высшие учебные заведения, о предоставлении профильного обучения, художественно-эстетическом образовании, занятости ребенка в школьном пространстве, об определении ребенка в кружок или секцию при школе, о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг, продленном дне для ребенка в школе;

    • учащихся — об уважительном отношении, ситуации успеха, удовлетворении интереса и потребностей.

    Этот широкий спектр требований может быть реализован в предлагаемой нами модели школы-гимназии, которая способна удовлетворить образовательные запросы разнообразных категорий учеников и их родителей; гибко реагирует на изменяющуюся социокультурную и педагогическую ситуацию; принципиально открыта для внешнего мира и готова к изменениям; ориентирована на внедрение технологий обучения и воспитания, обеспечивающих личностное развитие, создает возможности для дифференциации и индивидуализации обучения; целенаправленно структурирует собственное воспитательное пространство.

    В основе модели нашей школы-гимназии лежат следущие идеи: 1) о гуманистическом подходе — обеспечение условий для разворачивания вовне сущностных сил и возможностей человека; 2) о том, что каждый человек от природы имеет потребность в саморазвитии, стремится к актуализации; 3) о личностно-ориентированном подходе, признающем уникальность и неповторимость личности и требующем создания условий для индивидуальной траектории развития личности ученика.

    Эти идеи находят воплощение в разновекторном решении задач.

    Первый вектор указывает на присвоение личностью правил среды (общепринятые нормы, в том числе отклонения от этих норм). Задача школы — направить образовательный процесс на формирование устойчивых представлений о положительных стереотипах поведения с целью «сохранения личности воспитанника в?весьма непростых, подчас драматических, обстоятельствах жизни».

    Второй вектор обращает внимание на способность самореализующейся личности не только противостоять чуждым ценностям, влияниям, но преобразовывать среду, уподоблять себе. Задача школы — направить образовательный процесс на формирование активной позиции обучающихся с целью нейтрализации отрицательных влияний со стороны социума.

    Третий вектор показывает, что среда влияет на школу как коллективный субъект, осознающий свои ценности и цели (это проявляется в образовательных запросах родителей, существующих стереотипах «хорошей школы», «хорошего учителя», политике в сфере образования, оформляется в законах, государственных стандартах), хотя социологические исследования показывают, что зачастую ценности и цели социума не совпадают с ценностями и целями школы. И эти несогласования являются принципиальными. Задача школы — направить образовательный процесс на удовлетворение изменяющейся социокультурной и педагогической ситуации, что является основным направлением функционирования адаптивной развивающейся школы, открытой для внешнего мира и осуществляющей подготовку к?изменениям в социуме.

    Четвертый вектор указывает, что школа-гимназия может транслировать собственные ценности, влиять на социокультурную ситуацию и приспосабливать ее к?себе. Задача школы — стать культурным и духовным центром, оказывающим влияние не только на сознание своих учеников, но и ближайшего социума.

    Пятый вектор свидетельствует, что наша школа-гимназия стремится максимально приспособиться к индивидуальным особенностям обучающихся, к их образовательным потребностям. Задача школы — создание условий для самореализации личности в образовательном процессе с учетом индивидуально-психофизиологических особенностей, способностей, склонностей.

    Шестой вектор показывает, что потенциал личности зависит от ее способности к приспособлению среды к себе (очевидно, что идеально приспособить образовательную среду к каждому ученику невозможно). Задача школы — создать условия для самопознания собственных индивидуальных особенностей; научить вырабатывать и осознавать собственные ценности и цели; научить транслировать (сообщать другим) собственные цели, согласовывать цели с другими, самому создавать условия для их реализации, самому нести ответственность за результаты своего развития, образования.

    Вышеизложенное позволило нам сформулировать и определить миссию школы-гимназии, которая заключается в выявлении и развитии способностей учащихся, формировании физически и духовно здоровой личности, обладающей прочными знаниями, способной к самореализации и социально-адаптированной к новым экономическим условиям.

    Для этого, на наш взгляд, следует создать комплекс необходимых и достаточных условий, в качестве которых мы выделяем следующие: создание педагогически комфортной среды образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей; поддержка потенциала личности, сохранение ее физического, психического, нравственного здоровья; создание «социальной ситуации развития» в целях содействия процессам самопознания и самореализации личности; внедрение педагогического мониторинга в структуру модернизированной модели методической службы как системы научно-обоснованного слежения за состоянием изменений в личностном развитии и своевременном определении мер устранения негативных явлений.

    Основными принципами реализации модели школы-гимназии как развивающей школы являются следующие принципы:

    а) общепедагогические: целостности и непрерывности (единство процессов развития, обучения и воспитания; преемственность образования между ступенями и классами; сбалансированность знаний, обобщенность целостного представления о?мире, о месте в нем общества и человека; адекватность педагогических технологий содержанию и задачам обучения);

    б) личностной направленности: индивидуализации и дифференциации (учет уровня развития и способностей каждого обучающегося; формирование на этой основе планов развития и обучения; использование приемов стимулирования и коррекции развития способностей; формирование, развитие логического мышления, креативности, умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика; учет индивидуальных и психологических способностей обучающихся и формирование групп для их совместного обучения и развития); креативности, направленный на формирование потребности в творчестве и умений творчества; развивающего обучения;

    в) фасилитации и амплификации: открытость, истинность во взаимодействии субъектов образовательного процесса и поддержка личности учащихся при разрешении проблем, связанных с обучением и воспитанием, становлением личностного начала в каждом; стимулирование и освобождение личности через соуправление, сотрудничество, открытость, творчество;

    г) культурно-адаптивной детерминации: организация деятельности субъектов образовательного процесса как культурной по форме, содержанию, направленности на присвоение ценностей, норм и нравственных императивов;

    д) функциональности: осознание педагогами функциональной предназначенности всех аспектов адаптации и развития личности учащегося, реализуемых в различных методах и формах обучения и воспитания.

    Руководствуясь программно-целевым методом, совершенствование системы управления школы-гимназии мы видим в улучшении организации управления, направленного на переход к управлению, основанному на творческом сотрудничестве, учитывающем личные качества субъектов образовательного процесса; создание атмосферы уважения, доверия, успеха для каждого члена школьного коллектива; развитие личности ученика и учителя, повышение мотивации педагогов и совмещение ее с мотивацией руководства, создающих условия для развивающей и развивающейся школы.

    На внутришкольном уровне управление направлено на анализ и прогноз изменений социума, образовательных потребностей, социального заказа на образование; организацию учета, диагностики и структурирования контингента обучающихся; разработку и реализацию учебных программ, учебного плана предпрофильного и профильного уровней, при необходимости — компенсирующего обучения, платных дополнительных образовательных услуг; развитие образовательной среды и организационной культуры учреждения; организацию исследовательской, опытно-экспериментальной работы с целью освоения новшеств.

    Стратегия и тактика перевода школы в режим развития школы-гимназии видятся нам в следующих направлениях: реализация системы непрерывной стратификации образовательных услуг, системы работы над творческим, адаптивно-развивающим развитием личности, здоровьем учащихся, модернизация модели методической службы, системы взаимодействия и сотрудничества с семьей и социальными институтами, реализация системы профессионального самоопределения старшеклассников и адаптивных возможностей, реализация системы мониторинговой службы.

    Ожидаемые результаты развития школы-гимназии видятся нам как оптимальное и эффективное развитие адаптивных возможностей личности, ангажированных содержанием образования развивающей школы-гимназии; обеспечение субъект-ности учащихся через ориентацию на личностно-ориентированное, индивидуальное обучение и воспитание и рост профессионально-педагогической компетентности и мастерства педагогов посредством модернизированной модели методической службы школы, мониторинговой службы и научной лаборатории; сформированность у учащихся целостного восприятия картины мира, адаптивных возможностей, потенциальных самопроцессов; конкурентоспособность учащихся через внедрение новых педагогических технологий и моделей обучения, авторских программ и элективных курсов.

    Анализ работы школы-гимназии в новом режиме и статусе инновационного образовательного учреждения за последние два года свидетельствует о достаточном и оптимальном уровне результативности качества образования во всех классах. Вместе с тем высокий уровень результативности наблюдается в начальных классах (82?%), в среднем и старшем звене — некоторое снижение показателей результативности (78?%). Характеристика уровней развития самостоятельной деятельности учащихся говорит о том, что для них характерными стали конструктивный и творческий уровни развития (68?%). Анализ готовности к непрерывному образованию доказывает повышение уровня мотивации учащихся: если в 2006 г. желание обучаться в вузах, колледжах выразили 18 ?%, училищах и техникумах — 60?%, то на данном этапе эти показатели значительно возросли: соответственно с 18?% до 47?%, с 60?% до 73?%. Анализ интереса учащихся к предметам, дающим знания, необходимые для подготовки к жизни, показывает, что учащиеся хотели бы изучать право, экономику, журналистику, мировую художественную культуру. Анализ условий подтверждает, что разработанная система воспитательной работы способствует формированию мобильности учащихся, личностной позиции, а уровень профессионализма учителей значительно повысился. В целом программно-целевой метод управления как фактор развития школы-гимназии оказал влияние на позитивное изменение стремления учащихся к обучению, участию в различных видах деятельности, потребности в интеллектуальном и физическом совершенствовании, возрос авторитет школы-гимназии среди жителей Пуровского района.

    Все указанные положения нам предстоит подвергнуть экспериментальной оценке и подтвердить их фактологичность в конкретном режиме функционирования школы-гимназии.

    http://proceedings.usu.ru/?base=rubrica&xsln=author.xslt&id=a0441



Возврат к списку


Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.