Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Развивая творческий потенциал учительства

  • Развивая творческий потенциал учительства 18 февраля 2012 года

    Сегодня в системе образования района работает 1515 педагогических и руководящих работников. Из них 1352 – женщины и 163 – мужчины. 68 % имеют высшее образование и эта цифра год от года растёт, что не может не радовать. Но вместе с тем остаётся довольно большое количество  педагогов – 22 %, не имеющих квалификационных категорий. 33 % от общего количества составляют работники в возрасте до 35 лет.

    Молодых специалистов (со стажем работы до трёх лет) в образовательных учреждениях района немного – всего 32 человека. Для закрепления молодых педагогов в нашем районе внедрена система материальной поддержки: выплачивается ежемесячная надбавка в размере 0,2 минимальной заработной платы; единовременная денежная выплата в размере трёх минимальных заработных плат; частичное возмещение арендной платы за найм жилого помещения; осуществляется материальное и моральное стимулирование деятельности молодых педагогов, имеющих достижения в профессиональной, творческой деятельности. В учреждениях, куда приходят на работу молодые специалисты, организовано наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Во многих школах района для оказания помощи молодым учителям в преодолении трудностей, формирования индивидуального стиля их творческой деятельности созданы «Школы молодого учителя». Но зачастую в образовательных учреждениях имеет место формальный подход к этой работе, и молодой специалист предоставлен самому себе. Ещё одна очень серьёзная проблема –  недостаточный уровень знаний, получаемый будущим учителем в вузе, слабые знания детской психологии.

    Конкурсное движение

    Привлечение внимания к учительской профессии, повышение ее престижа, а также активизация деятельности педагогов достигаются через одно из направлений деятельности департамента образования и методической службы – проведение профессиональных конкурсов.  Профессиональные конкурсы дают возможность каждому из участников проявить свои лучшие качества, показать уровень педагогической культуры и, что особенно важно, обменяться практическим опытом. В Пуровском районе сложилась система моральной поддержки учительства, ежегодно проводятся муниципальные профессиональные конкурсы: районный конкурс педагогического мастерства, «Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения», «Сердце отдаю детям», муниципальный конкурс на получение денежного поощрения лучших педагогических работников, конкурсы методических идей, авторских программ, элективных курсов и другие. В 2009/2010 учебном году было проведено пятнадцать профессиональных конкурсов для педагогов, в которых приняли участие 230 человек. За последние три года в этих конкурсах приняли участие 370 педагогов, из них учителей – 142, педагогов дополнительного образования – 52, педагогов дошкольных образовательных учреждений – 158. Материалы конкурсов были представлены для изучения педагогической общественностью района через издание методических сборников, размещение на сайте департамента образования, в вестнике департамента образования «Наш педсовет». Хочется отметить, что выпускники учителей, ведущих активную профессиональную и творческую жизнь, и по итогам единого государственного экзамена показывают достойные результаты.

    Важное место для повышения престижа учительской профессии отводится районному конкурсу «Учитель года». Победителями его в разные годы были: В.Н. Ульянов, Г.Г. Цветков, О.А. Бертрам, Ю.В. Сыч,  Н.И. Кособукина, Н.В. Семёнова, Е.В. Королёва, О.В. Галиева, Г.Е. Кортунова, Е.Н. Потапова. С 2009 года конкурс претерпел значительные изменения: произошло обновление конкурсных заданий, изменилось название конкурса – «Конкурс педагогического мастерства – 2010». Педагоги практически всех школ района принимают участие в данном конкурсе. Вместе с тем, руководителям школ-интернатов с. Халясавэй и д. Харампур следует инициировать конкурсное движение в своих учреждениях и мотивировать учителей на участие в нем. Ведь профессиональные конкурсы дают возможность увидеть в действии, в деле творческих учителей – носителей интересного опыта, инициаторов внедрения новых педагогических технологий.

    Фото Н. Болотовой
    Конкурс педагогического мастерства – 2010 собрал лучших представителей профессии

    Помимо традиционных профессиональных конкурсов сформировался масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Как результат этого –  заметно повысился интерес педагогической общественности к освоению инновационных программ, растёт количество педагогов, принимающих участие в конкурсных отборах в рамках ПНПО.

    Начиная с 2010 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации ежегодно 1000 лучших учителей выплачивается денежное поощрение в размере 200 тысяч рублей каждому. В этом году по итогам окружного этапа из десяти претендентов из Пуровского района восемь стали победителями. Два учителя (из пяти мест, выделенных округу) получат премию Президента РФ. Это Г.М. Багуцкая и Р.Х. Хамитова из МОУ СОШ № 2 г. Тарко-Сале. Шесть учителей (Ф.Р. Ахмедова, И.А. Вовк, М.А. Гречишникова, Н.Э. Дяченко, З.Б. Елчиева, Л.В. Яптик) – премию губернатора ЯНАО.

    Районная программа по сравнению с федеральной расширила перечень участников конкурса. Положением о конкурсе лучших педагогических работников на получение денежного поощрения главы района предусмотрено участие в нем педагогов не только школ, но и учреждений дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений, а с 2009 года – воспитателей интернатных учреждений и социальных педагогов образовательных учреждений. За четыре года денежное поощрение главы района получили 160 человек.

    В рамках региональной составляющей в 2009/2010 учебном году департаментом образования округа был проведён конкурс на получение денежного поощрения лучшими педагогами дополнительного образования Ямало-Ненецкого автономного округа, по итогам которого из семи претендентов шесть педагогов дополнительного образования Пуровского района стали победителями. Ими стали: А.Н. Голубцова, А.Е. Гречишников, Л.И. Коновалова, Т.К. Павленко, Л.Э. Фомина, Г.Г. Цветков. За высокое мастерство и значительный вклад в развитие ямальского образования будут поощрены премиями в размере 40 тысяч рублей все победители этого конкурса.

    В итоге, за пять лет в конкурсе на денежное поощрение лучших учителей приняли участие: на муниципальном уровне – 208 учителей, на окружном – 177.

    С 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности педагогических работников открытое акционерное общество «НОВАТЭК» проводит конкурсный отбор лучших педагогов, подготовивших детей – обладателей гранта ОАО «Новатэк». За 2 года соискателями премии стали 11 учителей района.

    Общее количество педагогов, которые поощрены за значительный вклад в развитие системы образования района, составило 251 человек. За такими высокими достижениями педагогов, безусловно, стоит труд самих участников, методических служб образовательных учреждений. Впервые в 2010 году реализована районным информационно-методическим центром методическая школа по подготовке педагогов к участию в конкурсном движении. Вместе с тем ни разу в конкурсах на денежное поощрение не приняли участия педагоги детских садов п. Ханымей, «Берёзка» п. Пурпе, «Белочка» п. Пуровск,  «Полянка» п. Сывдарма, «Василёк» и «Солнышко» г. Тарко-Сале, школ-интернатов д. Харампур и с. Халясавэй. Администрациями этих образовательных учреждений слабо проводится работа по содействию успешным педагогам в представлении своего опыта, участия в конкурсном движении.

    Ставка на лидеров

    Безусловно, важнейшим принципом является ставка на лидеров, на формирование и развитие механизма распространения инновационного педагогического опыта. В районе проведены практические семинары по обобщению опыта работы пяти школ-победителей конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (СОШ № 1 и № 2 п. Уренгой, СОШ № 1 и СОШ № 2 г. Тарко-Сале и СОШ № 2 п. Пурпе). Опыт лучших педагогов ежегодно представляется педагогической общественности района. Через издательскую деятельность на районном уровне в 2009/2010 учебном году обобщён опыт 109 педагогов из 22 образовательных учреждений района, в том числе – опыт 32 обладателей грантов президента РФ, губернатора ЯНАО и главы района. В лидерах – СОШ № 1 г. Тарко-Сале, СОШ № 1 п. Уренгой, СОШ № 1 п. Пурпе, СОШ № 3 п. Ханымей, Центр развития ребёнка – детский сад «Белоснежка» п. Пурпе. Но всё же для методических служб образовательных учреждений остаётся актуальной задача использования огромнейшего потенциала учителей и школ-лидеров. Сегодня методическая служба района уже начинает реализацию проекта «Методический десант». Он рассчитан на распространение передового педагогического опыта через мастер-классы и презентации. Учителя-обладатели премий президента РФ и губернатора ЯНАО будут презентовать свой опыт работы в образовательных учреждениях других поселений.

    Стимулы к росту

    Национальный проект «Образование», безусловно, является одним из мощных стимулов профессионального самосовершенствования. Ежегодное участие в конкурсах даёт дополнительный импульс творческому, профессиональному и карьерному росту учителя. Стимулом к этому росту является и система материальной поддержки учителей. Этому способствует переход на новую систему оплаты труда, при которой зарплата учителя зависит от качества и результатов его педагогической деятельности. Одним из стимулов роста профессионального мастерства и развития творческой инициативы педагогов является аттестация, которая способствует повышению уровня теоретической подготовки и поддерживает авторитет педагогического звания. С введением новой системы оплаты труда педагоги района стали более активны в повышении своей квалификационной категории.

    Окончание читайте в следующем номере «НП»В условиях расширяющейся демократии возрастают требования к личности, ее свободе и ответственности, поэтому встает вопрос о том, кто обучает и воспитывает, какой уровень профессиональной компетентности педагога. Одним из центральных направлений национальной образовательной инициативы «На-ша новая школа» является утверждение «Учитель – ключевая фигура в школе». Сохранение в школах лучших педагогов, привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей, проведение систематической и результативной работы по повышению их профессиональной компетентности, разработка и внедрение системы мотивации к участию педагога в инновационной деятельности всегда были важными задачами, а в нынешний период это особенно актуально.

    http://prgsl.info/content/view/1035/82/



Возврат к списку


Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.