Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Внедрение ФГОС и сдача ЕГЭ — главная задача

  • Внедрение ФГОС и сдача ЕГЭ — главная задача 9 февраля 2012 года

    В январе этого года во всех муниципальных образованиях Пуровского района прошли общепоселковые родительские собрания. На одном из таких собраний, состоявшемся в п. Пурпе, присутствовал корреспондент «СЛ». Но прежде, чем рассказать об его итогах, начальник департамента образования администрации Пуровского района А.А. Жупина согласился кратко прокомментировать происходящие в системе образования изменения.

    ВНЕДРЕНИЕ ФГОС И СДАЧА ЕГЭ - ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА

    Начальник департамента образования администрации Пуровского района Алексей Анатольевич ЖУПИНА:

    фото автора и из архива департамента образования администрации  Пуровского района  фото автора и из архива департамента образования администрации  Пуровского района  Фото из архива департамента образования Пуровского района
    ...

    - В ходе встреч мы постарались открыто ответить на все интересующие родителей вопросы. Большинство из них, так или иначе, касалось изменения типа образовательных учреждений и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), направленных на повышение качества образования.

    Кратко остановлюсь на основных моментах. Как и прежде, приоритетными направлениями для нас являются реализация НП «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и модернизация системы образования.

    В 2011 году мы работали над изменением типа образовательных учреждений. Это потребовало серьезных усилий, но, благодаря общим стараниям специалистов департамента и руководителей общеобразовательных учреждений, нам удалось своевременно выполнить требования 83-ФЗ, который даёт администрациям школ больше самостоятельности, в том числе и финансовой. В итоге у нас все образовательные учреждения, кроме СОШ № 2 п. Пуровск, бюджетные. Пуровская вторая школа, являясь малокомплектной, стала казенным учреждением.

    Сохранился и статус общеобразовательных учреждений. Изменен он с нового учебного года будет только у СОШ № 2 п. Ханымей. Школа станет не средней, а основной. Причина - значительное сокращение количества учащихся.

    Особое внимание в связи с внедрением новых ФГОС начального общего (с 1.09.2011 г.), основного общего (с 1.09.2015 г.), среднего общего образования, которые должны обеспечить равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях детей, уделялось и будет уделяться оснащению учреждений современным оборудованием. В 2011 году впервые из федерального бюджета Пуровскому району на эти цели было выделено чуть менее четырех миллионов рублей. На эти средства были приобретены: кабинет-лаборатория физики и лабораторное оборудование для СОШ № 1 п. Ханымей и № 2 г. Тарко-Сале, скалодромы для школ № 1 поселков Пуровск, Уренгой и Пурпе.

    Также родители не могли не заметить, что в начальной школе появились новая ростовая мебель, интерактивное и спортивное оборудование, собственное игровое пространство и многое другое.

    С целью эффективного внедрения ФГОС со стороны образовательных учреждений была подготовлена вся необходимая документация, обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические условия.

    В настоящее время новые стандарты внедрены для учащихся первых классов во всех школах района. Обучение ведется по программам «Школа России», «Школа 2100», «Перспективная школа» и развивающим - Занкова, Эльконина-Давыдова.

    С 2012 года начинается подготовка к внедрению стандартов основного общего образования, качество освоения которого определяется мониторинговыми исследованиями, государственной (итоговой) аттестацией.

    В 2011 году школы района достигли определенных успехов в повышении качества образования. Улучшился средний балл по району: 2010 год - 51,34, 2011 год - 56,7. Иващенко Марина, ученица СОШ № 1 п. Ханымей, единственная в округе набрала 100 баллов по литературе и была награждена премией губернатора. По результатам государственной (итоговой) аттестации 13 (3,1 процента) выпускников были награждены медалями «За особые успехи в учении»: золотыми - 5, серебряными - 8.

    Но подготовка к ЕГЭ остается главной задачей, стоящей перед департаментом образования и общеобразовательными учреждениями, так как итоговая аттестация показала, что стандарт осваивают не все обучающиеся, соответственно, не все получают аттестат. И решение этой задачи нам видится в комплексе мер: создании современной образовательной среды, решении кадрового вопроса, повышении уровня организации учебной деятельности и воспитательной работы, обеспечении устойчивого инновационного развития учреждений.

    РОДИТЕЛЯМ МНОГОЕ СТАЛО ПОНЯТНО

    Именно такой вывод следует из итогов общепоселкового родительского собрания, прошедшего в ДК «Строитель» п. Пурпе с участием начальника управления дошкольного и общего образования департамента образования администрации Пуровского района Натальи Федоровны КАЗАКОВОЙ.

    Фото из архива департамента образования Пуровского района
    ...

    Началось мероприятие с поздравления пурпейских педагогов, признанных лучшими по результатам конкурса на получение премии главы района. Таких в Пурпе оказалось пятеро. Это учителя Г.А. Брикова, Ю.В. Двуреченская (МБОУ СОШ № 1), О.Ф. Старовойтова (МБОУ СОШ № 2) и воспитатели С.В. Морару и Н.Н. Чиркова из МКДОУ «Центр развития ребенка - д/с «Белоснежка».

    В целом, как отметила Наталья Федоровна, доводя до сведения присутствовавших результаты работы по модернизации образования в Пуровском районе, пурпейские школы справляются с поставленными задачами. Руководители учреждений в рамках выделенных средств обеспечивают школы современным оборудованием, серьезно занимаются самообразованием, своевременно проходят курсовую подготовку, так, в 2011 году они прошли обучение по программе «Директор 2020».

    Регулярно свою квалификацию повышают и педагоги школ. Большое внимание в образовательных учреждениях уделяется подготовке к ЕГЭ.

    В 2011 году в Пурпе не было ни одного неаттестованного выпускника, это значит, что все получили документ об окончании школы. Есть в поселке и образовательные учреждения, пример которых является показательным. Уже много лет в тройку лидеров среди 14 школ района по качеству образования входит МБОУ СОШ № 2 (директор В.Н. Заграничная). К слову, четыре педагога этой школы становились обладателями гранта президента, шесть - губернатора и девять главы района.

    Основная часть родительского собрания была посвящена ответам Н.Ф. Казаковой на вопросы родителей, которые, судя по реакции зала, остались этими ответами вполне удовлетворены. (Ответы публикуются в сокращении).

    Вопрос: Намечается ли «сли-яние» двух школ поселка и создание начальной школы на базе третьей школы, а основной - на базе первой? Image

    - Слияние школ п. Пурпе пока не планируется. Вопрос будет решаться коллегиально. В любом случае, без вашего согласия, уважаемые родители, ни эти, ни другие подобные изменения произойти не могут. Они обязательно согласовываются с департаментом образования, с руководителями учреждений, педагогами и, конечно же, с вами, родителями.

    Вопрос: Какова вообще цель создания школ-ступеней?

    - Сначала вкратце поясню, в чем заключается сам процесс создания школ-ступеней. Есть два варианта, по которым можно реализовывать это направление. Первый - создавать школы-ступеней на базе разных образовательных учреждений, являющихся самостоятельными юридическими лицами. По этому пути пошли в Муравленко. Второй - реализовывать все три модели на базе одного учреждения. В этом случае создается образовательное пространство для каждой ступени, определенным образом выстраивается система работы с детьми. В таком направлении у нас в районе работают (пока экспериментально) школы № 2 г. Тарко-Сале и № 2 п. Пурпе.

    Что касается цели создания школ-ступеней, то, во-первых, она заключается в укреплении материально-технической базы образовательных учреждений. Согласитесь, рациональнее целенаправленно оснастить одну школу для определенного звена обучающихся в соответствии с новыми ФГОС всем необходимым оборудованием (очень дорогостоящим), и так постепенно оборудовать все школы, чем распределить его по всем образовательным учреждениям хаотично.

    Во-вторых, создание школ-ступеней направленно на повышение качества образования. Но для этого необходимо, чтобы изначально были соблюдены все требования во всех образовательных учреждениях на одной территории - и кадровый потенциал, и материально-техническая база, и общее руководство и так далее. Если, например, в той же школе первой ступени (начальной) не будет выстроена система так, что образование будет качественным, то, соответственно, речи о его качестве в школе второй, третьей ступеней и быть не может.

    Вопрос: А каковы ключевые особенности новых ФГОС?

    - Пока введены ФГОС только в первых классах. Это и для первоклассников, и для их родителей, и для педагогов значит очень много.

    Определить современные требования к школе, обеспечить качество образования - основная задача ФГОС второго поколения.

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время.

    ФГОС будут постепенно введены в основной и старшей школе.

    Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества.

    Вопрос: Останется ли в старших классах обучение профильным?

    Фото автора
    ...

    - Профильное обучение будет развиваться при любых обстоятельствах. В школе всегда есть учащиеся, проявляющие склонности к расширенному изучению отдельных предметов, образовательных областей или направлений. Это отработанная система, которая зарекомендовала себя достаточно хорошо.

    В районе, как и в целом в стране, накоплен большой опыт реализации профильного обучения: профильный класс, профильные группы в составе класса, профильные межклассные группы.

    На базе школы № 1 п. Пурпе готовится к выпуску физико-математический класс, при организации образовательного процесса в котором в 2010 и 2011 годах в соответствии с муниципальными контрактами осуществлялось сотрудничество с университетским колледжем при Омском государственном университете. Сотрудничество планируется продолжить и в 2012 году.

    Вопрос: Как будет выглядеть ситуация с учебниками после внедрения ФГОС?

    - Думаю, ситуация с учебниками должна измениться в лучшую сторону. Наконец, в законодательство на окружном уровне внесены изменения, позволяющие нам расходовать субвенцию и на приобретение учебников. Но вы, наверное, знаете, что это в школе не единственная проблема, требующая решения.

    Вопрос: Когда в классах будет обновляться мебель, дети очень часто портят вещи?

    - Об этой проблеме мы знаем, и стоит она тоже достаточно остро. Целенаправленно объезжали школы с тем, чтобы определить, где необходимо решать этот вопрос в первоочередном порядке. Среди таких учреждений - школы № 1 п. Ханымей и №1 п. Пурпе. Они внесены в план по обновлению мебели на этот год. Будем поэтапно решать этот вопрос и в других школах.

    Вопрос: Возможно ли установить в школах стипендию для отличников и хорошистов?

    - Возможно. Но только тогда, когда в школах в полной мере будет реализовываться 83-ФЗ, то есть когда школы начнут оказывать платные услуги и зарабатывать деньги. Эти средства они вправе будут расходовать на различные цели, в том числе и на выплату стипендий, если такое решение будет принято образовательным учреждением.

    По постановлению главы района учащиеся 4-11 классов наших школ дважды в год (по результатам полугодия и учебного года) поощряются стипендией за отличную учебу.

    Вопрос: Возможно ли введение в школе таких дисциплин, как этика, психология, углубленное изучение английского языка? А таких кружков, как бальные танцы и художественная гимнастика?

    - Такие дисциплины, как этика, психология, углубленное изучение английского языка, могут вводиться за счет компонента образовательного учреждения (не менее 10 процентов от общего количества учебных часов). Компонент образовательного учреждения школа формирует самостоятельно с учетом социального заказа.

    Организация же кружков, секций возможна даже на бесплатной основе. Если есть условия, желание и самое главное, если есть кадры, которые будут работать, то школа может это обеспечить.

    Вопрос: Почему за участие в олимпиадах ребенка родители должны платить деньги?

    - У нас есть Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится в несколько этапов. За участие в этой олимпиаде никакие деньги платить не надо. Пожалуйста, участвуйте, побеждайте! Причем, это совершенно другой уровень, который дает ребенку в случае победы шанс на поступление в вуз. Участие в олимпиадах, конкурсах, которое нужно оплачивать, - это личное дело родителей, принудить, как и запретить делать это им никто не может.

    Вопрос: Будет ли обучение в 10-11 классах платным?

    - Нет, не будет. Все, что положено по ФГОС, детям будет преподаваться бесплатно. Но если, например, вы заинтересуетесь сотрудничеством с каким-то вузом, примете решение о посещение вашим ребенком дополнительных занятий, выходящих за рамки программы, то вам придется оплачивать расходы самостоятельно.

    Вопрос: Возможно ли по просьбе родителей в школе ввести репетиторство?

    Фото автора
    Вопрос задают родители

    - Репетиторство, как мы понимаем этот вид деятельности, - нет, а организовать платные курсы можно. В больших городах работают по этой схеме уже много лет. Такой опыт есть и у нас на Ямале, в Муравленко.

    Законодательство дает возможность для того, чтобы ребенок дополнительно мог получать какие-то знания - вне рамок обязательных образовательных программ. Муниципальные образовательные учреждения (ст. 45 Закона РФ «Об образовании») вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги.

    Вопрос: Будет ли обязатель-ным при сдаче ГИА, ЕГЭ английский язык?

    - Пока в нормативных документах этого нет.

    Отмечу, что Рособрнадзор в этом году установил минимальное количество баллов по основным предметам. Это огромный шаг вперед. Теперь выпускники точно знают, что для получения аттестата необходимо набрать 36 баллов по русскому языку и 24 по математике.

    Вопрос: Будет ли вводиться школьная форма?

    - Закупать одинаковую форму не придется, но в каждом образовательном учреждении разработано положение, в котором установлены требования как к парадной, так и к повседневной одежде. Позиция департамента образования - деловой стиль одежды.

    Вопрос: Если ребенок очень часто пропускает школу, могут ли его отчислить?

    - По решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет, за неоднократно совершенные грубые нарушения устава школы. Решение об исключении учащегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Вообще же, в настоящее время с учетом пожеланий родителей и самого ребенка можно выбрать любую из нескольких форм обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную. Также знания можно получать в форме семейного образования, самообразования, экстерната. В настоящее время, например, стал очень популярен экстернат. Ребенок выбирает предметы, которые ему будут необходимы в дальнейшем, остальные сдает экстерном, а высвободившееся время использует для подготовки к поступлению в вуз.

    Вопрос: Когда в Пурпе будет работать «Сетевой город»?

    - Эта программа у нас закуплена, но возникли сложности с соблюдением Закона РФ «О защите персональных данных». В настоящее время мы выполнили установленные требования, и с 2011 года в системе «Сетевой город» работают школы г. Тарко-Сале. Следующие по плану на этот год - Пурпе и Уренгой.

    Вопрос: Возможно ли в школе пересмотреть расписание так, чтобы ребенок учился в первую смену?

    - По законодательству в школах, работающих в две смены, в первую смену должны учиться первые, пятые и 9, 11 классы и классы компенсирующего обучения. Остальное расписание определяется руководителем школы в зависимости от возможностей образовательного учреждения.

    «Школа дает знания, но все-таки многое зависит от семьи, от вашего настроя, от того, каким вы хотите видеть своего ребенка», - на такой ноте завершила открытый диалог с родителями начальник управления департамента образования администрации Пуровского района Н.Ф. Казакова.

    http://prgsl.info/content/view/2202/22/



Возврат к списку


Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.